search
main
0

Колымские рассказы

Суровый край рождает сильных и благородных людей

Вам когда-нибудь встречался человек, который искренне заявлял, что хочет жить и работать на Колыме? Знакомьтесь: Анна Анатольевна ЛОПАЕВА, учитель истории и обществознания Ольской школы, поселок Ола, Магаданская область. Здесь родилась, здесь нашла свое счастье и отсюда никуда не собирается уезжать. А зачем, если и тут все отлично получается? Далее от первого лица.

 

Ожидания и реальность

«Меня с детства привлекали гуманитарные науки – история и обществознание, учительница так интересно их преподавала, так грамотно моделировала ситуации, что я была просто заворожена и процессом, и предметом. Вроде бы обществознание – наука сухая, в ней много терминов, теории. На самом деле нет, это самая настоящая жизнь. Я училась в гуманитарных классах, где было правоведение, мы тогда часто проводили уроки-суды, где отстаивали свою позицию. В итоге решила стать учителем и мечтала, чтобы мои занятия были тоже живыми, дети не сидели и скучали, а активно работали.

Правда, в старших классах почему-то решила поступать на юридический. Успешно сдала выпускные экзамены, подала документы в Северо-Восточный государственный университет, который находится в Магадане. А там сказали, что в этом году очень большой конкурс именно на юристов, зато на историков меньше, поэтому добро пожаловать, не понравится – переведетесь. Подумала, прикинула, сделала выбор… и ни разу не пожалела!

Не скрою, поначалу не было четкого осознания, что меня ждет впереди. Особенно на 1-м курсе, где непрофильные предметы отнимали очень много времени. Социология, философия, экономика… Меня напрягло это, туда ли я попала? В первую сессию было 6 экзаменов, 8 зачетов, курсовая. И ничего профильного! Позвонила маме и пожаловалась, что меня это не устраивает. Мама – мудрая женщина, она просто посоветовала сдать сессию, мол, дальше посмотрим. А потом появилась Нелли Степановна Цепляева, методист по преподаванию истории и обществознания. Она некоторых студентов, которые отличились на ее занятиях, отправляла в гимназию, чтобы попробовали себя в профессии. И я попала в их число.

Надо было всего лишь провести классный час, никаких уроков. Но когда это все произошло, я вышла из кабинета и… не могу передать свои чувства! В тот момент пришло осо­знание – это на всю жизнь. Абсолютно нереальные ощущения, когда дети смотрят на тебя, будто ты им только что помог увидеть мир в новом свете. А в глазах восторг и доверие.

С другой стороны, поняла и совсем иное: это всего лишь классный час, все еще только начинается, главное впереди, важно не только, как тебя дети слушают, но и что они унесут с собой. Поэтому, когда начнутся серьезные испытания, надо все учесть и сделать так, чтобы уроки были интересными и полезными.

Разочарования – неотъемлемая часть нашей жизни. Пошла на практику, и оказалось, что все далеко не так радужно, как чудилось поначалу, даже несмотря на то что практика была в моей родной школе. Мне тогда доверили сразу четыре дисциплины – историю, обществознание, русский и литературу. Как так получилось, не знаю, как-то разрешили. Было очень тяжело. Мало того что свой предмет нужно давать, так еще и другие, непрофильные. В первый же день меня, 22-летнюю девочку, поставили на замену в 9-й класс. Я потом пришла домой и сказала маме, что больше туда не пойду. Но отправиться все же пришлось. Тот класс был очень сложным, дети меня не восприняли всерьез. Поговорила с завучем, и она дала мне 5-й класс. А вот с ними все сложилось очень хорошо».

 

Край контрастов

«Я бесконечно люблю Магадан. У меня нет ненависти к государству и власти за то, что Колыму превратили в огромную зону, место ссылки и наказания репрессированных. Но есть огромная печаль, потому что и у меня в Оле, и в Магадане есть потомки репрессированных, которые остались здесь. Слушаешь их истории, плачешь.

Я не встречала у нас на Колыме тех, кто оправдывал бы сталинские репрессии. И не совсем понимаю людей, которые говорят, мол, Сталина на вас не хватает! Таким говорю: «Вы не жили в Магадане, не знаете истории. Не дай бог, чтобы повторились репрессии 30-х и 50-х годов».

Но историю можно по-разному интерпретировать. Одни видят в ней только светлое, другие – исключительно мрачные стороны. Я, наверное, золотая середина. И не бросаюсь из крайности в крайность. Например, понимаю все недостатки Петра I, но не могу назвать его палачом. Потому что вижу дела, которые привели империю к расцвету. Человек построил флот, создал регулярную армию, основал Санкт-Петербург, которым я просто восхищаюсь, и сделал очень много другого полезного.

Историков часто воспринимают как оппозиционеров, мол, они много знают, а потому могут пророчествовать, говорить про культ личности, тиранию и прочее. У меня такого нет. Возможно, я просто не лезу особенно в политику, а живу школой. Была бы предпринимателем, возможно, говорила бы иначе. Но я не люблю смотреть телевизор, новости часто узнаю последней, просто нет времени на это. Занятость огромная».

 

О чем не пишут в учебниках

«Современные дети очень интересуются историей. Прагматичный интерес (сдать ОГЭ и ЕГЭ) возникает ближе к старшим классам, а до этого им просто любопытно, что творилось там, в древности, в Средневековье или сравнительно недавно, сто лет назад. Для них вполне нормально работает аргумент «если ты не знаешь своего прошлого, то у тебя нет и будущего». И если им это преподнести грамотно, они обязательно поймут. Ведь на уроках важен не материал, он и так есть в учебнике, если надо, каждый может просто открыть и прочесть. Главное – общение, возможность задать вопрос, получить ответ, поспорить, прийти к согласию. Учитель знает всегда больше, чем написано в книге. Бывает и так, что я говорю совсем не то, что написано в учебнике. Или же излагаю материал, какой-то момент опускаю, а потом задаю как раз тот вопрос, о котором не упоминала на уроке. И сразу видно, кто читал, кто понимает.

А еще говорят, что учебники вообще не нужны, если есть учитель, который все растолкует и скажет, где что можно найти по теме и почитать. Но это тоже неправильно, учебный процесс – это комплексное воздействие. Хотя я пыталась преподавать без учебника курс «Основы духовно-нравственной культуры России», в 5-м классе не было книг, только программа, дети пользовались разными источниками, составляли проекты на очень интересные темы. Мне и им такой подход очень нравился. Так что возможны варианты.

Есть миф, что советские учебники были самыми хорошими. Но не стоит забывать, что тогда была единая идео­логия, а я не люблю, когда все подается только с одной точки зрения. Историю можно и нужно рассматривать с разных позиций. Например, раньше Гражданскую войну преподносили как борьбу прогрессивного пролетариата с консервативным классом. И Великую Отечественную тоже по-другому представляли, делали упор на героизм бойцов, но мало говорили, что в тылу был страшный голод, люди умирали, отдавая последний кусок фронту. Вот с этим я лично соприкоснулась. Моя бабушка родом из Тверской области, из деревни. Она родилась в 1941 году и помнит ужасы военных и послевоенных лет, когда приходилось есть лебеду, а яйца от собственных кур сдавать государству».

 

Дороги нет назад

«Бабушка, кстати, трудилась в типографии линотипистом, ее пригласили поработать на Колыму, в Ольской типографии. И там она познакомилась с дедушкой, он был маляром-штукатуром. Когда наш поселок отстраивался, родилась моя мама. Почему-то ни от кого из них я никогда не слышала, мол, хорошо бы вернуться домой, в Тверскую область.

Историки копаются в архивах, я тоже одно время занималась генеалогией, нашла много своих родственников в самых разных краях. Потом забросила это дело… Теперь регулярно даю себе слово продолжить, но нагрузка в школе не позволяет… Да и для работы в архивах надо покидать Магаданскую область, а это, согласитесь, накладно.

А еще была интересна тема этнографии – семантика орнамента наших колымских эвенов. На нацио­нальном костюме присутствуют узоры, но мало кто знает, что они означают. Цвет, форма, место расположения… Мой диплом был посвящен этой теме, и до сих пор, спустя 7 лет, люди пишут, делятся мнениями и ссылками. Материал копится, думаю, когда-нибудь сяду и начну работать. Можно провести очень интересное исследование, ведь колымские эвены, которые живут в Ольском районе, отличаются от других. Они рассказывали, например, что треугольник в орнаменте означает сопки: белый – зимние, коричневый – весенние, осенние и так далее.

Все это важно знать. Проблема в том, что представители многих малых национальностей не ценят своих традиций в современном мире. Это касается и культуры, и языка. Эвенский язык на грани вымирания, он нигде не изучается, и даже сами эвены не хотят его учить, что очень грустно. Надо ли спасать то, что нежизнеспособно? Как историк скажу – да, ведь это часть культуры, жизни. Отказаться от истоков – потерять себя. Это как если бы бабушка передала мне шкатулку как ценность, а я бы купила новую и сказала, что старая мне теперь не нужна. Да, на эвенском ничего не написано, нет произведений. Но ведь у эвенов устное творчество, они передают его от человека к человеку. У них письменности нет как таковой. А язык все равно должен быть.

Моя знакомая с Чукотки рассказывает, что у чукчей все гораздо строже, они за свой язык борются, учат, передают. И я своим ученикам, среди которых есть и представители национальных меньшинств, с 5-го класса внушаю: по Конституции все народы имеют право на сохранение своих языков. И что у них есть большая ценность – свой язык, ни в коем случае нельзя отказываться от своего прошлого!»

Docendo discimus

«Я учу детей истории. А они меня учат быть человеком. Это не громкие слова. Когда я требую чего-то от детей, то обязана это делать сама. И если призываю их к тому, чтобы они одевались строго, должна показать им пример. А если запрещаю кому-то жевать жвачку на уроке, они меня никогда не должны видеть жующей. Настоящий авторитет основан именно на собственном примере. Иначе это будут пустые слова и лицемерие. Дети меня учат дисциплине.

Я не мягкий учитель. Я справедливый учитель. Но считаю, что в ребенка нужно верить. Не должно быть стереотипов, мол, если ты троечник, то из тебя ничего не получится, если грубиян, то дурак, если отличник, то примерный. Написал на «5» – получи «5», это заслуженная оценка. А уж коли на «2» – так получи «2». Хотя бывает и так, что ребенок знает даже не на «2», а на «0». Что делать? Принципиально ставить, что заслужил? Ставлю «2», но всегда даю возможность исправить».

 

Есть контакт!

«На конкурс в Ростов я привезла мысль: одну и ту же информацию можно дать по-разному, каждая категория детей с различными видами восприятия информации запомнит ее максимально. Одно дело – рассказать, тебя услышат, другое дело – показать, тебя увидят. А вот когда они при этом что-то делают руками, обсуждают, тут работает сразу много каналов восприятия. У меня на уроках в 6-м классе они из разных материалов собирали человечков, это позволило представить какие-то абстрактные качества личности. Как, например, изобразить веселье, радость? А как ликование? И мне очень важно поймать контакт с детьми. Не так значимо, что я на 30 секунд не уложилась во время урока, главное – был установлен эмоциональный контакт с классом. И это самое важное, потому что за столь короткое время наладить общение с совершенно незнакомыми детьми крайне сложно, а мне это удалось. Дети настолько активно работали к концу занятия, что мне казалось, будто я с ними уже не первый день.

А не уложились, потому что увлеклись, не рассчитала, что дети будут давать большие и подробные ответы. Но я не могу прервать ребенка, если он с упоением излагает свою мысль. Ведь это влияет на его поведение в будущем. Потом, когда он захочет кому-то что-то рассказать, а его прервут, у него пропадет желание делиться мыслями».

Вадим МЕЛЕШКО, Магаданская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте