Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Малыш растет… И перед взрослыми встает вопрос: как вырастить ребенка гражданином родной страны, как сформировать у него основы гражданской и культурной идентичности? Что необходимо сделать, чтобы заложить основы патриотизма?
Патриотические чувства – это прежде всего восхищение тем, что видит перед собой ребенок, что его удивляет и изумляет, на что откликается его душа. Многие впечатления пока еще не осознаются им глубоко, но, пройдя через детское восприятие, они станут фундаментом становления маленького гражданина.
Наша многовековая культура, народные традиции – вот основа этой большой и очень важной работы с дошкольниками. Фольклор, его разные формы – колыбельные, потешки и пестушки, загадки, народные игры, пословицы и поговорки, сказки, народные традиции и обычаи – оставляют в душе у ребенка глубокий след, вызывают устойчивый интерес.
Сказки любят все малыши! Народная сказка позволяет им погрузиться в мир волшебства и чудес, в занимательной форме ознакомиться с культурой и традициями своего народа. Именно сказка отражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Всем известно, что свои впечатления от прочитанного малыши выражают в творчестве – рисунках и поделках. Детские работы нашли продолжение в увлекательном деле! Используя технологию детской мультипликации, мы вместе с ребятами создали мультфильмы по мотивам русских народных сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» и других. Один из мультфильмов, снятый по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса» в технике пластилинографии, был представлен на Московском городском конкурсе мультимедийных проектов «Мастерская сказки» и стал победителем в номинации «Сказка, оживи!». Использование данной технологии позволило не только вовлечь в творческий процесс детей с разными образовательными потребностями, дать им возможность проявить свою фантазию, сделать первые шаги в научно-техническом творчестве, но и погрузить их в мир народной культуры.
Народные праздники и традиции, как и сказки, вызывают у детей неподдельный интерес и море эмоций! Знакомясь с ними, ребята узнают о традиционном укладе, нормах и правилах жизни, труде человека, воинских подвигах, народном творчестве, играх и атрибутах, традиционной кухне, передающихся из поколения к поколению.
Открытый Московский фестиваль «1+1: равные условия – равные возможности», тема которого в этом году «От Древней Руси до современной России», предоставил возможность ребятам с особыми образовательными потребностями погрузиться в народную культуру, проявить свои творческие способности. Ребята подготовили и провели игровую концертную программу «Пришла коляда – отворяй ворота!».
Самому мероприятию предшествовала серьезная и большая подготовка: взрослые – педагоги и родители – рассказывали о святочных традициях, ребята знакомились с песенным фольклором, играли в народные игры, готовили костюмы и атрибуты, создавали афишу и трейлер программы.
В подготовке концертной программы приняла участие большая дружная команда нашей школы: дошколята и их родители, ученики третьего класса и учитель начальных классов, воспитатели дошкольных групп и музыкальный руководитель, дефектологи и логопеды.
Ребята ходили по группам с колядками, желали всем здоровья и добра, делились своими знаниями о народных традициях. Кульминацией события стал большой фольклорный концерт для детей и родителей. Выступление юных артистов, старших дошкольников и учеников начальной школы, не оставило ни одного равнодушного зрителя.
Участие в фестивале объединило профессиональное и детско-родительское сообщества нашей школы, помогло воспитанникам расширить горизонты познаний о культуре и народных традициях родной страны, творчески раскрыться, а родителям и педагогам получить навыки создания позитивного инклюзивного пространства в школе.
Наталья СОРОКИНА, учитель-дефектолог школы №1573
Комментарии