search
main
0

Колыбель для талантов. Секреты воспитания одаренных

Астраханский технический лицей через год отметит свой двадцатипятилетний юбилей. За это время у него сложилась репутация школы для математически одаренных детей. АТЛ – это уже бренд, определенный знак качества, учиться здесь хотят многие. Однако попасть в Астраханский технологический лицей непросто – нужно сдать экзамен по математике и пройти интеллектуальный тест, который позволяет выявить, есть ли у ребенка математические способности или он просто прилежный ученик. Здесь учатся ребята с 7-го по 11-й класс, дополнительно набирают талантливых детей и в 8-е классы. Иногда появляется новый десятый класс, дети приходят из других районов, часто сельских. Всего в лицее учатся 510 человек.

Тест-контроль- Мы отбираем детей только по конкурсу, – говорит заместитель директора Елена Паршинцева. – Во-первых, желающих учиться здесь гораздо больше, чем мест.  Хотя в 7-е классы набираем сразу 100 детей.  Но главная проблема в том, что  семиклашек приводят  родители,  мотивация есть у пап и мам, а не у ребят. Ученики  приходят одаренные, но не всегда  в области  математики – поют, пляшут, сочиняют стихи. Но они не технари, а родители хотят, чтобы их ребенок стал программистом или  математиком. Они знают, что после нашего лицея их сын или дочь обязательно поступит на бюджетное отделение любого технического вуза. Кроме того, если старшие дети учились здесь, то и младших приводят к нам. Старший мог быть математиком, а младший, к примеру, чистый гуманитарий.Интеллектуальный тест  помогает избежать субъективности, ведь многие родители упрашивают директора:  «Мы наймем репетитора, только возьмите нас в лицей».- Чудес мы не делаем, – честно признается директор. – С одной стороны, чтобы учиться в АТЛ, нужны хорошие способности, а с другой – желание ребенка  впитывать знания. Тогда успех гарантирован. – Десять процентов наших ребят из села, – включается в разговор  заместитель директора. – Это очень мотивированные дети, многие из них приходят в 7-й класс с небольшим запасом знаний,  но быстро догоняют и порой перегоняют городских ребят. Мы стараемся таких  учеников поддерживать.   При одинаковых результатах  берем сельского ребенка,  с учетом того что у него не было там возможности  углубленно заниматься математикой и сполна проявить себя. Примечательно, что в АТЛ есть ребята из  Камызякского, Лиманского, Икрянинского, Приволжского,  Красноярского районов области, а также из Калмыкии, Перми и даже Казахстана.  Лицей  обладает самой современной материально-технической базой – есть зал видео-конференц-связи, лаборатория «Эврика», спортзал, медиатека, два компьютерных класса. Впрочем, самое важное, что все имеющееся в лицее оборудование активно используется учителями. Лицеисты не понаслышке знают, что такое нанотехнологии и сканирующая зондовая микроскопия. ЕГЭ не страшенЕдиный госэкзамен здесь сдают уже давно.  Так что трудностей он никаких не вызывает, в том числе и психологических. И учителя, и дети привыкли к такой форме экзамена  и регулярно показывают  результаты, превышающие средние по Астрахани и области в целом, как по математике, так и по другим предметам. Так, к примеру, средний балл по математике в лицее выше на 20 баллов, чем в Астраханской области. По физике – на 10 баллов.  Благодаря  высоким результатам по ЕГЭ выпускники лицея имеют возможность поступать в столичные вузы.Кстати, каждые полгода здесь экзамены по профильным предметам,  то есть система, как в вузе, выпускники лицея без труда адаптируются к вузовской жизни.- Часть детей уходит, – говорит директор. – Среди года, конечно, не выгоняем. Если просим уйти, то летом, если видим, что ребенок не тянет программу.Проблема в том, что дети, которые успели поучиться, не хотят уходить из лицея, нет ни одного ученика, который бы хотел уйти от нас по доброй воле.Контингент лицеистов разный, есть дети из очень обеспеченных семей, но встречаются и мамы-одиночки, сельские семьи с небольшим достатком. Однако всех этих родителей объединяет забота о будущем их детей, желание дать им хорошее, качественное образование.В лицее не только  идет углубленное изучение  физики, математики и информатики, но и подготовка  детей к участию в олимпиадах. Лицеисты – активные участники олимпиад по физике, математике и информатике, зачастую они становятся победителями и призерами олимпиад различного уровня, в том числе и Всероссийской олимпиады школьников. В этом году   десятиклассник Артем Стоян стал победителем региональной олимпиады по физике, математике и информатике одновременно. Кроме того, его включили в международную сборную от России по физике. Лицеисты активно участвуют  в различных вузовских олимпиадах, получая  именные стипендии от вузов. Дистанционное образованиеВ  Астраханском техническом лицее помимо одаренных детей учатся и ребята с ограниченными возможностями.- Каждый год с помощью дистанционных технологий мы учим 25-30 таких детей, в этом проекте участвуют 30 педагогов, – говорит директор лицея. – Дети учатся по общеобразовательной программе базового уровня, но мы составляем  для них индивидуальный учебный план, и если  видим, что способности ребенка выше среднего и здоровье ему позволяет углубиться в предметы нашего профиля, то мы ему такую возможность предоставляем. В этом проекте лицей с 2009 года.- Мы устанавливаем детям на дому оборудование,  заключаем договор на  подключение Интернета, который оплачивает Министерство образования и науки Астраханской области, так что техника  и Интернет для детей с ограниченными возможностями  бесплатны, – говорит Ляйля Равильевна. – Обучать наших педагогов приезжали специалисты из Москвы. Если честно, поначалу мы не хотели в этом проекте участвовать, у нас ведь одаренные дети обучаются, ребят  с ограниченными возможностями здоровья до этого не было. Со временем мы накопили опыт такой работы. Сейчас каждый год выпускаем 5-6 ребят. А теперь думаем заняться одаренными детьми,  у которых есть проблемы со здоровьем. Таких ребят много среди больных ДЦП, другими тяжелыми заболеваниями. Кроме того, мы можем  предлагать дистанционные услуги для одаренных  детей, которые живут в отдаленных районах области. Практически все выпускники с ограниченными возможностями поступают в вузы и колледжи. На улице никто не остается.  Дети прекрасно знают технику к выпуску из школы, сканируют, печатают на компьютере.  Здесь индивидуально работают с каждым  ребенком в зависимости от того, какие у него проблемы. Могут заниматься и летом.  Если урок по какой-то причине не проводится, то он переносится. Все строго, хотя,  как правило, родители больных детей стараются их не нагружать. Однако самые мудрые папы и мамы понимают – детям нужно дать профессию. Учеба помогает ребенку социализироваться, он познает мир, общается со своими сверстниками.Большая жизньВыпускники лицея поступают в самые престижные вузы страны – МГУ, МГТУ имени Баумана, МАИ, Академию имени Губкина, МФТИ, в вузы Санкт-Петербурга  – СПГУ, СПГПУ и Астрахани – Астраханский государственный и Астраханский технический университеты, Астраханский инженерно-строительный институт. Некоторые едут  в Новосибирский, Казанский, Саратовский, Волгоградский университеты. Лицеисты быстро адаптируются к вузовской жизни.- Талантливые дети должны себя реализовать, в Москве и Санкт-Петербурге больше возможностей, – считает директор лицея. –  Поэтому я  всегда уговариваю родителей одаренных детей – не мешайте  им искать свою дорогу в жизни. Знания, которые они получили в нашем лицее, дадут им возможность стать успешными в любом столичном вузе. Досье «УГ» Астраханский технический лицей образовался в 1990 году на базе школы №15. АТЛ реализует программы  основного общего и среднего полного образования, обеспечивающие дополнительную углубленную подготовку по предметам физико-математического профиля.  Первый выпуск состоялся в 1992 году.  В 2007 году АТЛ был удостоен диплома Министерства образования и науки РФ и гранта  в 1 миллион рублей как учебное заведение, активно внедряющее инновационные образовательные программы.Астрахань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте