search
main
0

Колонка ведущего

Однажды я чуть не стала преподавателем русского языка и литературы. Помню, как волновалась, внимательно изучала программы и учебники. Больше всего меня почему-то смущали два увесистых тома по литературе для старших классов. Неважно, кто был автором и что меня особенно поразило, но осталось впечатление скуки после прочтения. Мне не понравилась ни манера изложения материала, ни трактовка художественных произведений. “Как я же я буду заставлять детей это читать?” – с ужасом думала я.

Судьба повернулась так, что в школу я не попала. Вспоминаю о своих книжных страданиях с улыбкой. Теперь я знаю, что опытных педагогов низкий уровень учебников давно не смущает. Есть толковое издание по предмету – хорошо, будем работать с ним. Нет – можно использовать и плохой учебник, лишь бы факты в нем не перевирались, даты и формулы были на своих местах. А то, что учитель часто выполняет обязанности авторов учебника – составляет вопросы, задания, делает необходимые выводы по разделам, это уже никого не волнует.

Знаю, что у многих учителей просто “чешутся руки” написать свой учебник, где будут учтены возрастные особенности ребенка, будет собран весь необходимый методический материал, хорошие иллюстрации, а книга будет написана хорошим языком. Но у кого-то нет дара изложения, кому-то не хватает времени, в кто-то из скромности не решится предложить “ученым мужам” свой проект. А между прочим, конкурс “Сто друзей” школьного отдела показал, что педагоги пишут действительно дельные книги. Только в прошлом году нам прислали неплохую самодельную книжку по изо для начальной школы, детально разработанный учебник по информатике для 7-го класса, пособие с теорией и заданиями по немецкому языку для старшеклассников.

Все это должны учитывать “зубры” – создатели учебников и пособий. Мне кажется, в авторские коллективы в обязательном порядке должны входить школьные учителя. Не стоит ограничивать их роль только экспериментальной проверкой учебников в школе. Конечно, ломать традицию трудно. Но необходимо.

Сегодня, когда учебники зачастую “лепятся” кое-как, учитель выкручивается как может. Ищут старые книги, даже списанные, где в предисловии может быть огромная цитата из Энгельса, зато изложено все ясно, четко, понятно. Преподаватели иностранных языков покупают зарубежную продукцию. Сейчас это сделать легко – зарубежные издатели “глубоко” внедрились на российский рынок, дошли до Сибири и Дальнего Востока. Если бы не цены…

Ясно одно – без учебников никуда не деться. Даже если предположить, что когда-нибудь все российские школы будут оснащены компьютерами и мультимедийными обучающими программами, бумажные источники изображение на экране монитора не заменит никогда. Хотя бы по медицинским соображениям – нельзя часами изучать текст в компьютерном варианте. Виртуальные учебники могут прекрасно заменить иллюстрации, схемы, таблицы, кинопроектор и поход в музей, справочник. Но не больше того. Значит, будем читать книги. Вот только какие?

Мы предлагаем вам поразмышлять об этом, не жалея ни маститых авторов, ни уважаемые научные центры. Уже в следующем выпуске “Учебников” мы планируем проанализировать отечественные издания по английскому языку, выделить их основные недостатки. С вашей помощью мы надеемся узнать, чего не хватает учебникам по химии и алгебре, биологии и истории. Поговорить не о конкретных книгах, а об общих негативных чертах российского учебного книгоиздания. Пишите нам. Глядишь, и перестанут учителя хвататься за голову, раскрывая очередное “умное” пособие.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте