Не”против”,
а “за”
Говорят те, кто хочет достичь в обществе согласия и стабильности. Не единодушия и единогласия, а понимания всех наших проблем с желанием их решить, не прибегая к противостоянию и потрясениям.
Это в большой политике, где кипят выборные страсти, а что происходит за дверьми школ, есть ли там такой подход: не “против”, а “за”.
В нашем классе суета, мы – неуправляемы! Часто слышим мы слова: позову директора. Отчего же суета? Вы поймите правильно: не хватает нам общенья с вами, Мария Андреевна.
Такие стихи написали теперь уже семиклассники 199-й московской школы, адресовав их своему директору Марии Андреевне Комлевой.
С ней мы “пересеклись” на встрече доверенных лиц блока “Отечество – вся Россия”. До этого близко знакомыми быть не доводилось, хотя читатели “УГ” хорошо знают директора Комлеву. Разговорились. О политике, о детях, об удивительности судеб ребят, которые живут в каком-то постоянном протесте, которых очень трудно повернуть лицом к “за”. Но надо: это очень важно.
– Был такой у нас ученик, Санька Бойко, – рассказала Мария Андреевна. – Это был ученик, от которого все живое шарахалось в школе. И вдруг в конце учебного года приносит мне стих:
Вот школа одинокая стоит
И от тоски она белеет.
Ах, дети не дождутся никогда,
Чтобы снова сесть за собственную парту…
– Я-то думала, что он ненавидит школу, где его приструнивали, ставили частенько двойки. Но он, оказывается, страдает в каникулы от отсутствия общения со школой.
Чуть позже, когда встал вопрос о формировании десятого гуманитарного класса, все учителя в один голос: ну куда же вы хотите определить Саньку, он же безграмотный…
– Ну вы же ко мне чаще обращаетесь с просьбами. Давайте Саньку попробуем взять за эти стихи…
Еще в седьмом классе он как-то меня спросил: “Вы читали мои стихи?” “Я читала их и сказала, что стихи – прелесть, такая философия в них, но как-то не в рифму, не складно”. Он осмотрел меня с ног до головы и говорит: “Эх вы, Мария Андреевна, это же подражание японской поэзии”…
У нас есть учительница Галина Михайловна Полонская, которая влюбила их в литературу. И вдруг в десятом классе ко мне подходит учительница истории и обществоведения Нина Анатольевна Обаурина, заходит ко мне в кабинет и говорит: “Несу бальзам на ваше сердце”.
Она принесла мне потрясающий реферат Саньки Бойко “Развитие либеральной мысли в николаевской России. Автор – Александр Владимирович Бойко”.
Вот что получилось в итоге из Саньки Бойко. Сейчас он заканчивает юридический факультет МГУ.
Стоило ему поверить, и все состоялось. Вот почему я счастливый директор…
А я подумал: может ли в этом же смысле так сказать наш президент или те, кто претендует на его кресло?
Школа – это модель нашей жизни, где есть все. И, наверное, пока еще, к сожалению, больше “против”, чем “за”. За Саньку Бойко, за живых, искренних непосед.
Может быть, так происходит и с нашими политиками (уж сейчас – точно!): все – просто “против”. Против всего, но за себя.
В педагогике в основе подхода “за”, как отметила моя собеседница, прежде всего доброта, любовь к ребенку и высочайший профессионализм. Если переложить это на педагогику политическую, то здесь главное то же самое – любовь к народу, понимание проблем и высочайший профессионализм управленцев. И тогда останется только “за”.
Юрий КОВЕШНИКОВ
Комментарии