search
main
0

Колонка ведушего

Идеи, отыскать бы где их

В незамутненных головах…

– Нужно воспитывать недоверие к тотализирующим дискурсам, – доносилось из одного купе.

– Эфемерная категория счастья имеет прямое отношение к педагогике, – доказывали в другом.

…Это был “сумасшедший” педагогический поезд, возвращавшийся со Всероссийской научно-практической конференции в Йошкар-Оле. Пассажиры, по крайней мере трех вагонов, – ученые Научного центра современных проблем воспитания РАО, аспиранты, учителя, социальные педагоги, воспитатели…

В наше “академическое” купе набились человек восемь. Владимир Абрамович Караковский в дверях “провоцировал” спор:

– В известной столичной педагогической газете все время на разные лады повторяют: сперва люблю – потом учу. Добрый лозунг, правильно? А я вот думаю о том, что большая часть учительства все еще продолжает мыслить линейно. Нет, они не говорят, но действуют по принципу: хороший ученик – хороший человек. До сих пор учитель любит не столько ученика, сколько свое отражение в нем. И если тот соответствует его ожиданиям, если повторяет, репродуцирует его слова и мысли, – автоматически становится любимым. Эту реальность, увы, пока нельзя отвергать.

Опять же вспоминаешь Тютчева: “…как наше слово отзовется” – педагогические популисты не задумываются над последствиями, выбрасывая “в массы” хорошую мысль, да еще оформленную в красивой упаковке. Эта своего рода приманка при столкновении с действительностью не срабатывает. Хуже того, происходит обратный эффект. У одномерно мыслящего учителя возникает такая же прямолинейная мысль: выходит, тех, кого я не люблю, могу и не учить. Но… Как же так – не любить ребенка?! Да в каждой статье газетной, выступлении учительском – это главная мысль! Такая “крамола” – и от народного учителя СССР!

– А совершенно и не нужно тут говорить о любви, – неожиданно “вклинивается” известный корчаковед Ирина Дмитриевна Демакова. – Классик психологии Роджерс, например, одним из определяющих психологических условий гуманизации называл безоценочное позитивное принятие себя и другого. А принятие не есть ни любовь, ни даже уважение.

А что в самом деле, как родители, педагоги – большинство во всяком случае – “любят” ребенка? Они вкладывают в него большие, не всегда оправданные ожидания. Любят – и вынуждают стать другим, отказаться от себя. Готовят будущего “расколотого” взрослого. Хотя бы потому, что утрата подлинного “Я” лишает возможности вступать в глубокие сущностные отношения с другими и… с собой.

Зеркальце в сердце твоем, но с трудом

Видишь лицо свое в зеркальце том:

В нем отраженье живет лишь тогда,

Если душа не дрожит, как вода.

(Кабир)

…Говорят, этот академический центр живет по закону: как только идея становится понятной всем, ее пора менять.

Идеи, отыскать бы где их…

Автор этих строк, московский учитель Семен Богуславский, – разумеется, из того же “купе”.

Елена КОМАРОВА

P.S.

Следующая остановка нашего педагогического вагона – “Воспитательные технологии”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте