Оборудование: магнитофон, видеомагнитофон, репродукции картин Юона “Колокола и ласточки” и Левитана “Вечерний звон”, таблички с названиями видов колокольных звонов.
Оформление доски: в правом верхнем углу – изображение колокольни Ивана Великого; в левом верхнем – Храма Христа Спасителя. Слева – макеты колоколов с надписью их видов, справа – эпиграф урока:
Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить.
(Д.Белухин “Колокола”).
Начало урока. Звучит запись малинового звона, на фоне которого читается эпиграф урока.
– Рада встрече с вами, ребята. Сегодня мы продолжим изучение темы “Музыкальный образ”, но обратим свой слух не только к музыке классической, но и, как вы уже поняли, к музыке колокольной. Нам предстоит понять особенность ее, осознать явление колокольных звонов как части музыкальной культуры России. Когда мы слышим с вами колокольные звоны, какие образы возникают в нашем воображении?
– Россия, церкви.
– Верно. Колокола – явление русское, которое сегодня предназначено для культового богослужения. Колокола появились на Руси очень давно. Но первоначально они несли сигнальную функцию, т.е. собирали народ на собрание (вече), оповещали о пожаре, нападении врагов и т.д., а с развитием христианства на Руси колокола стали и культовой принадлежностью. Им отводится в церкви видное место. Колокола размещаются обычно над входом в храм. Вы видите, что колокола обращены к нам, смотрящим, входящим. Но колокола могут размещаться и на колокольнях, пристроенных к храму. Перед вами колокольня Ивана Великого, которая располагается на территории Кремля. Это главная колокольня страны, на которой помещается 21 колокол! Первоначально это также была сторожевая башня, затем колокольня была надстроена дважды и стала также служить церкви.
Я уже много раз употребила сегодня термин “колокол”, “колокольные звоны”. А можно ли назвать колокольные звоны музыкой?
– Да.
– Почему?
– Потому что для нее характерны те же средства музыкальной выразительности, что и в музыке инструментальной: мелодия, ритм, лад, динамика, темп и другое.
– А что в колокольной музыке важнее – ритм или мелодия?
– Конечно, ритм.
– Как рождается мелодия в колокольной музыке?
– Используются звуки колоколов разной высоты.
– Верно. Обратите внимание: на доске обозначена группа колоколов – большие, средние и малые. Что их отличает?
– Размер. Чем больше размер колокола, тем ниже звук его и наоборот.
– Колокольная музыка на Руси развивалась параллельно с вокально-хоровой. Со временем появляются колокола разных тембров, разной высоты и меняются соответственно голосам в хоре названия колоколов.
Искусство колокольных звонов требует особого слуха. Управлять колоколами непросто. Раньше звонари были в каждой церкви, а сегодня найти профессионального звонаря очень сложно. Обратите внимание на экран. Вы увидите колокольню Храма Христа Спасителя и юного, начинающего звонаря. (Просмотр видеозаписи).
– Сейчас мы исполним песню “Колокольцы, колокол, колокола”. Как вы думаете, почему она так называется?
– Потому что рассказывает о судьбе колоколов.
– Правильно. У колоколов, как и людей, своя судьба. Их одушевляли, сравнивали с человеком. Даже части колокола называли: тулово, ухо, язык. О судьбах колоколов рассказывать можно долго, но я остановлюсь на судьбе одного, речь о котором идет в песне.
С XII века в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание – вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности. Но, покорив свободный Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад московским. Но когда вечевой колокол везли через Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани и колокол свалился в овраг. Тогда царь приказал разбить его.
Вот как поэт Случевский переосмыслил эту легенду:
Холмы и топи! Глушь лесная!
И ту размыло!.. Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол разбить.
Разбили колокол, разбили!
Сгребли валдайцы медный сор,
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор.
И, быль старинную вещая,
В тиши степей, в глуши лесной,
Тот колокольчик, изнывая,
Гудит и бьется под дугой!..
Вот о каких колокольцах поется в песне. А какой музыкальный образ в ней?
– Лирический.
– Почему?
– Потому что раскрывается чувство любви к колокольным звонам России.
– Как надо исполнять песню?
– Мягко, тепло, выразительно.
(Исполнение песни. Анализ исполнения).
“Звоны – громы, звоны –
светлая хвала.
А над вечным сном
и сон – колокола”.
Слова из песни подвели нас к тому, что колокольные звоны бывают разных видов. Различают непосредственно “звоны” и благовест (карточки прикрепляются к доске). “Звоны” могут быть праздничными, набатными, вечерними, погребальными и др. Для каждого звона характерен свой образ, свои средства музыкальной выразительности. Если бы вы были звонарями, каким был бы у вас праздничный звон?
– Мажорным, громким, быстрым, радостным.
– Колокола на Руси сопровождали человека от рождения и до смерти. Погребальные звоны рождены жизнью.
– Какой образ должен нести этот звон?
– Печали, скорби. Темп медленный, лад минорный.
– Послушайте звучание колокольного погребального звона. (Прослушивание записи).
– А какой образ несет вечерний звон?
– Образ спокойствия, умиротворения.
– Мы сейчас обратили внимание на виды звонов. А благовест, как вы видите, стоит особняком, потому что он имеет свои особенности. Какие? Мы это определим с вами после прослушивания благовеста.
Для того чтобы вы ярче ощутили особенность благовеста, я прослушивание буду сопровождать чтением фрагмента повести Анастасии Цветаевой “Сказ о московском звонаре”. (Прослушивание).
– Какую особенность звучания благовеста вы заметили?
– Вначале звучит один долгий удар колокола, затем после перерыва удар этого колокола повторяется несколько раз, а после этого начинается перезвон колоколов.
– Обратите внимание на репродукции картин Юона “Купола и ласточки” и Левитана “Вечерний звон”. Какая из картин ближе к образам благовеста и рассказа Цветаевой?
– “Купола и ласточки”.
– Чем ближе?
– Образным строем, настроением, цветом.
– А какой звон “звучит” в картине Левитана?
– Вечерний.
– Колокола вдохновляли на создание произведений не только писателей, поэтов, художников, но и музыкантов. Сейчас вы услышите хор из кантаты Прокофьева “Александр Невский” – “Вставайте, люди русские!”. Постарайтесь определить музыкальный образ фрагмента и роль колокольного звона в нем. (Прослушивание).
– А сейчас вы услышите произведение М.И.Глинки – основоположника русской классической музыки. Хор из первой русской оперы “Иван Сусанин” – “Славься”.
– Как звучит хор?
– Торжественно, празднично.
– А почему, ведь гибнет главный герой?
– Потому что это прославление силы русского народа, его мужества.
– Значит, чем являются колокола здесь?
– Символом России.
– Да, колокол – это символ России, ее голос, глас, который вновь обрел силу. Это душа русского человека – открытая и громогласная. Так пусть же в ваших сердцах зазвенит сегодня колокол возрождения, колокол будущего. (Урок заканчивается боем Кремлевских курантов).
Нина НИКОЛАЕВА,
учитель музыки гимназии искусств
Белогорск,
Амурская область
Комментарии