В одном из степных сел незнакомая женщина, у которой я в жаркий полдень напился колодезной воды, на мое «спасибо» ответила сердито: «За воду не благодарят». Что это – призыв быть невежливым? Нет, конечно. Смысл ответа такой: напоить путника из колодца – не услуга, не проявление доброй воли хозяина, а его долг. Ведь вода – первоисток бытия, она начинает и замыкает жизненный круг человека наряду с такими вечными и незыблемыми категориями, как земля, хлеб, огонь.
Под знаком лозоходца
Забившись в глубь земли, водяная жила уходит, прячется от человека, непросто дается ему в руки. Поэтому такая таинственность, магический ореол вокруг поисков колодезной воды. В пустынях Средней Азии дорогу к ней часто указывают глазницы черепа, надетого на ветку саксаула. В Центральной Азии вблизи водоисточника путнику может встретиться священный знак «Ибо» – груда камней и сухих веток с привязанными к ним ленточками, бараньими лопатками.
Мастеров-колодезников, умевших отыскать поземную воду, почитали как людей, наделенных провидением и колдовскими чарами. Наибольшей тайной и суеверным трепетом был окружен поиск воды с номощью «магического жезла». Еще древние шумеры, а за ними халдеи и вавилонцы находили подобным способом водяную жилу под землей. На Руси колодезников, которые, определяя места закладки колодцев, использовали рогульки из дерева, называли лозоходцами. Многие пытались раскрыть природу загадочного явления, но до сих пор не найдена стройная теория, объясняющая все и вся. Французский физик Рокар издал книгу «Знак лозоходца», в которой подробно анализирует все возможные причины отклонения рогулек и рамок. Наиболее вероятное объяснение – влияние на человека магнитного поля. Но, увы, это всего лишь предположение. Тайна лозоходства по-прежнему будоражит умы…
«Наподобие собачьих колес франков…»
Сколько выдумки, умения и сноровки требовалось людям, чтобы извлечь из подземной глубины воду! «Журавль»,»журавец» – так ласково называли похожее на длинноногую птицу приспособление для подьема воды из колодцев. Немудреное устройство. Но глядя на него, так и просятся на язык прибаутки и шуточные сравнения. Без рук, без ног, Богу молится. Старик над водой трясет головой. Козел ревет, вверх хвост дерет.
Но наряду с такими примитивными сооружениями мастера-колодезники строили колодцы, водоподъемным механизмам которых поражались даже повидавшие свет путешественники. Вот как описывает один из колодцев в Троице-Сергиевом монастыре Павел Аллепский в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в половине ХУП века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Аллепским»: «Потом повели нас к удивительной монастырской цистерне; это очень глубокий колодец, при нем большое широкое колесо, края которого оббиты досками наподобие собачьих колес франков, употребляемых при жарении мяса; двое мужчин, войдя в него, переступают по его поперечным доскам, подобно тому, как поднимается собака (в своем колесе), и оно быстро с ними вертится».
«Если у тебя родился сын или случилось в семье другое радостное событие, вырой колодец, сделай так, чтобы он был заметен издали и усталые путники могли утолить из него жажду и стать такими же счастливыми, как и ты», – говорят старики.
Вода имени…
Странствующий люд раньше, особенно в безводных местностях, продвигался от колодца к колодцу, путешественники так рассчитывали свой путь, чтобы обязательно заночевать возле источника. Кладези служили для них своеобразной мерой расстояния. Чаще всего люди называли их именами мастеров, позаботившихся о путниках. Так было и проще, и этим они отмечали доброе дело. Кто, не жалея времени и сил, находил водяную жилу и выводил ее на поверхность, тот имел право на то, чтобы эта вода называлась его именем. В Крыму в старину даже существовал обычай: нашедший в горах или лесу источник с питьевой водой мог высечь рядом на камне свое имя.
Воронов колодец, мазневокие криницы, родник Григора, кладезь старца Пафнутия – за каждым названием – человеческая судьба. Однажды я встретился с коллегой, который только что возратился из командировки на Север. Рассказывая о своих дорожных впечатлениях, он вдруг загадочно улыбнулся:
– Я слышал, ты колодцами интересуешься? Наверняка про этот не слыхал. Встретился он мне на Вологодчине. Алферовским называется, так же как и деревня, и заложен он был в 1709 году…
– Откуда такая точность и почему Алферовский? Колодезника так звали?
– Погоди, не торопись. Сейчас расскажу все по порядку. Полковник Алферов был командиром Дубовичского полка у гетмана Мазепы. Когда тот переметнулся на сторону шведского короля, Алферов не последовал за ним и остался верен присяге. Но в то же время он и не выступил по приказу царя против изменника. За это Петр Первый сослал полковника на Север. Свою жизнь на новом месте он начал с колодца, который вырыли его крепостные…
Колодец в подарок
Вода – вечное обновление, продолжение жизни, которое невозможно без союза двух. Союза чистого и целомудренного, как колодезная вода. Парни нередко назначают свидание девушкам у родников и колодцев, первые знакомства тоже происходят возле воды. В Дагестане, например, есть так называемый источник невест. Возлей него всегда шумно, людно, весело. У чехов бытует поверье, что самый верный брачный союз тот, который заключен над колодцем. Узы связывались над водой, и разорвать их можно было тоже только над водой.
В Молдавии мне рассказывали случай, когда во время одного свадебного застолья боярин пообещал подарить… колодец. Слово не воробей, и утром он уже стоял с лопатой у ворот молодоженов. А у ногайцев существовал обычай, когда гости перед угощением пробовали воду из ковша, набранную невестой из колодца.
О колодцах, с которыми связаны воспоминания о росистых предзакатных вечерах, соловьиных трелях, первых поцелуях, девушки не забывают и после свадьбы. У белорусов новобрачная, отправляясь в первый раз за водой, оставляет возле колодца кусок пирога и несколько мелких монет, у болгар молодая жена рассыпает из рукава у колодца просо.
«Здравствуй, уважаемый колодец!»
Казалооь бы, чего проще – набрал воды из колодца, напился, смахнул капли с подбородка и пошел восвояси. На самом же деле все несколько сложнее и тоньше. Колодезная вода, одаривая человека прохладным подземным благом, требует к себе уважения, обходительности и даже почитания. У туркмен существовал обычай здороваться с водой: «Здравствуй, уважаемый колодец! В наш дом пришел гость, дай одну ложку воды для ритуального омовения!» Грехом считается бросать в колодец мусор. «Плевать в колодец все равно что в лицо матери», – говорили на Руси. Возле колодца нужно не суетиться, не сквернословить, быть осторожным и осмотрительным. Если девушка, набирающая воду, вдруг замочит подол, кто-нибудь обязательно неодобрительно кинет вслед: «Так, чего доброго, и мужа-пьяницу наживешь». Назад же с полными ведрами на коромысле – гнутом мостике промеж двух морей – нужно постараться пройти не спеша и величаво, ведь для того, кто тебе встретится, полные ведра – к счастью!
«Барабанил» перед бедой…
Колодезная вода чутко реагирует на изменения в окружающем мире. В определенных местностях и ситуациях она может преподнести ключи от многих его тайн. В частности предсказать будущее, стать предвестником событий завтрашнего дня. Множество легенд сложено о колодце богини Бхайраби, расположенном на севере Индии. Особого рода известность этому колодцу придает тот факт, что дно его постоянно покрывает странный туман. Утверждают, что людям, обладающим сверхчувствительными способностями, в этом тумане время от времени являются картины будущего. «Источником волшебного вздоха» называют колодец, расположенный на Британских островах в Нортхэмптоншире. Согласно преданиям, он может предсказывать наступающие беды. Чтобы уловить приближение несчастья, необходимо было следить за течением воды в источнике, направление которого менялось и прерывалось перед природными или социальными бедствиями. Колодец Оундла, также находящийся в Великобритании, известен, как «барабанящий колодец». Этот источник стуками непонятной природы предупреждал о надвигающейся беде. Так, колодец «барабанил» перед смертью короля Карла II или нашествием шотландской армии во время гражданской войны в Англии.
Комментарии