В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты перед учителем встает ряд проблем, для разрешения которых недостаточно знания теоретических и правовых положений нового стандарта, равно как и разъяснений теоретического характера, исходящих от структур управления образованием. На этапе внедрения нового ФГОС учителю необходимо предельно конкретно объяснить, что должно измениться в его деятельности и в деятельности учащихся на уроке, что из набора умений и навыков, который имеется у педагога, пригодно в новых условиях, а чему еще придется учиться, наконец, как строить логику урока для развития тех или иных универсальных учебных действий.
Для реализации этих задач и предлагается нижеприведенная модель урока по развитию регулятивных универсальных учебных действий. Данная модель может быть применена в проектировании любого предметного урока. Модель построена в технологии развития критического мышления и включает три составляющие: вызов, осмысление и рефлексия. На стадии вызова идет формирование следующих регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание, планирование, прогнозирование, а также некоторых коммуникативных (способность к кооперации), личностных (самоопределение, нравственный выбор) и познавательных (общеучебные) УУД. На стадии осмысления идет формирование следующих регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание (вторичное – поддержка целей), планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, а также некоторых коммуникативных (способность к кооперации) и познавательных (логических) УУД. На стадии рефлексии идет формирование следующих регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание (перспективное), оценка, а также некоторых коммуникативных (способность формулировать свое мнение), личностных (смыслообразование, нравственный выбор) и познавательных (логических) УУД. Технология критического мышления обеспечивает деятельностный характер урока, без чего развитие УУД невозможно, поэтому роль учителя сведена к организаторской и консультативной. Урок может проводиться в 9-м классе в рамках курса «Обществознание» или в 10-м классе гуманитарного профиля в рамках курса «Основы права». В начале урока эпиграфы, взятые в скобки, не предъявляются учащимся. Курсивом в тексте выделены обращения учителя к ученикам. Тема урока: «Правовой конституционный статус гражданина Российской Федерации». Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но не любим тех, кто (пропуск – напоминает нам о наших обязанностях).Э.БеркПрава женщин – это (пропуск – обязанности) мужчин.К.КраусЦель урока – через 35 минут большинство учащихся будут ЗНАТЬ смысл понятия «правовой конституционный статус гражданина РФ», 15 конституционных прав и не менее 6 конституционных обязанностей; ПОНИМАТЬ взаимосвязь прав и обязанностей, УМЕТЬ искать в Конституции свои права, ПЕРЕЖИВУТ коллизию прав и обязанностей. ЗАЧЕМ? Для формирования активной гражданской позиции и мотивации для дальнейшего изучения права.Вызов: 12 минут.Учитель: Какие права граждан РФ вы знаете? На этом этапе организуется индивидуальная работа учащихся с тетрадью (1 мин.), затем работа в парах с заданием отметить сходства и дополнить свой список прав (30 сек.), затем в группе с заданием сформировать общий список (1 мин.). Учитель: Какие обязанности граждан вы знаете? Работа учащихся организуется аналогично. Учитель: Назовите общий итог – список прав и обязанностей. Организуется работа с кластером «Обязанности гражданина РФ» и со списком прав – первая группа озвучивает свой результат, остальные дополняют. Учитель: Как вы думаете, все ли права и обязанности вы назвали? После ответов учащихся учитель говорит о том, сколько на самом деле существует конституционных прав, свобод и обязанностей: больше 30 конституционных прав и свобод, 8-9 конституционных обязанностей. Демонстрируются слайд «Тема» и неполные эпиграфы.Учитель: Сформулируйте и запишите свои цели на урок. Зачем вы хотите это знать? Это важно знать? Какие средства достижения целей можно выбрать? Учащиеся предложат варианты, среди которых будет работа с Конституцией. Учитель: А почему не с учебником?Дети: Конституция – это основной закон и первоисточник в данном случае. Учитель: Что будем выяснять во-первых, во-вторых, в-третьих? Как вы думаете, сможете ли вы достичь целей? Кто раньше их достигнет?Осмысление: 18 минут.Учитель: Что такое правовой конституционный статус гражданина РФ? С какого слова начать определение? Без какого слова определение будет непонятно совсем? Дети: Статус. Учитель: Что такое статус? Кто такой гражданин? Что значит «правовой» и «конституционный»? В ходе работы учитель объясняет, что такое «родовой признак» и «видовые отличия» в определении. В итоге работы формулируется дефиниция: правовой конституционный статус гражданина РФ – положение человека, устойчиво связанного с Российской Федерацией совокупностью взаимных прав и обязанностей, зафиксированное в Конституции. Учитель: Это правильное определение? А как проверить? Дети: Сравнить с учебником, с. 132 (Т.Кашанина, А.Кашанин. Право: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Профильный уровень. – В 2-х кн. – Кн. 1). Учитель: Почему сравниваем не с Конституцией? Достиг ли кто-то своей цели? Остались ли еще цели? Где будем искать ответ на оставшиеся вопросы? Дети: В Конституции. Учитель: А почему не в учебнике (вариант: может, лучше в Конституции)? Дети: Там изложены права и обязанности гражданина в наиболее полном объеме и в оригинале. Учитель: Как будем искать в Конституции? Сможем ли достичь своих целей? Почему так считаете? Далее следует работа с текстом Конституции в парах – глава 2. 14 минут.Рефлексия: 10 минут.Работа с кластером «Обязанности гражданина РФ» и со списком прав. Учитель: Какие права и обязанности не нашли в начале урока? Почему? Важны ли эти права и обязанности? Работа с эпиграфами. Учитель: Какие слова пропущены? Как понимаете смысл эпиграфов? Согласны ли вы с ними? Чьими обязанностями обеспечено ваше право на бесплатное образование? В чем будут заключаться эти обязанности? Дети: Оплата отопления, света, работы учителей. Учитель: Чьими обязанностями обеспечено наличие денег у государства на школы? Дети: Обязанностью платить налоги граждан и фирм. Учитель: Понятно ли вам, как права связаны с обязанностями? Тогда без труда заполните пропуски в цитате: «Обязанность без права есть (пропуск – рабство), право без обязанностей – (пропуск – анархия)» (Ф.Ламенне). Почему автор так сказал?Все ли цели достигнуты? Полностью достигнуты? Появились ли новые цели? Запишите новые цели в качестве своего домашнего задания.Вариант домашнего задания от учителя: «Наши права суть закрепленные за нами долги других лиц» (Л.Петражицкий). Что имеет в виду российский юрист? Приведите свои примеры взаимосвязи прав и обязанностей граждан.На следующем уроке можно провести практическую работу в группах с использованием Конституции по следующему тексту (задание – найти нарушенные права с указанием статей, где они изложены). Жил да был человек. Жил с женой и маленьким сыном. Однажды темной ночью в его дом постучали. Когда он открыл дверь, в нее ворвались двое в форме. Он пытался остановить их и был избит. Во время избиения были уничтожены многие вещи домашнего обихода, сильно напуганы жена и сын. Сын после этого стал заикаться. Человека увели. Все попытки женщины выяснить, что случилось и где ее муж, окончились безрезультатно: и в милиции, и в прокуратуре ей отвечали, что не могут дать такую информацию. Через некоторое время в дом снова постучали. Пришел вежливый следователь и сообщил женщине, что ее муж обвинен в разбое и ждет суда в СИЗО. Женщина расплакалась, так как давно подозревала, что муж зарабатывает деньги не совсем честным путем. Вежливый следователь объяснил, что жене и сыну нужно выступить в суде и показать, что отец приносил в дом чужие вещи и заставлял ее продавать их соседям, иначе и ее обвинят в соучастии и также посадят, а сын попадет в детский дом. Если же она выступит в суде, то он переговорит с прокурором, и ни ей, ни ее сыну ничего не будет, а мужу дадут по минимуму. «Учитывая, что твой муженек чеченец и мусульманин, это лучший для тебя выход», – настойчиво повторял он. Женщина объясняла, что не знала, что вещи ворованные, что муж говорил, будто им выдают зарплату на работе этими вещами, и пр. Но следователь только смеялся в ответ. Состоялся суд. Жена дала требуемые показания из страха за себя и любви к сыну. Обвиняемый не смог доказать свою невиновность, но ему дали минимальное наказание. Через некоторое время женщина заболела, но участковый не приехал по вызову, объяснив, что не станет тратить время на жену уголовника, а если ей станет плохо, пусть вызывает «скорую». Женщина потеряла работу, так как оформить больничный так и не смогла, а в пособии ей было отказано по причине того, что уволена она была за прогул. Женщина осталась без средств к существованию. Когда до выхода мужа из тюрьмы оставался год, к женщине пришли из местного ЖЭКа в сопровождении участкового милиционера и объявили, что по распоряжению начальника домоуправления за неуплату квартплаты в течение года ее с сыном выселяют из квартиры.Женщина поселилась у матери. Через некоторое время сына попросили забрать из школы, так как он не способен к обучению и мать его уже год не платит школьные взносы.Когда в ноябре срок заключения кончился, жене пришло уведомление, что муж будет сидеть еще год, потому что принят закон, по которому минимальный срок за разбой был увеличен. В декабре были объявлены выборы в Госдуму. Женщина решила проголосовать за депутата, который обещал отмену злосчастного закона. Но на избирательном участке ей отказали в выдаче бюллетеня, так как она не имеет постоянной работы и регистрации по месту жительства.Николай БЕЛОЗЕРОВ, учитель истории и обществознания средней школы №1 с углубленным изучением английского языка Вологды, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008»
Комментарии