Переход на новые принципы финансирования образовательных учреждений расширяет для их трудовых коллективов и профсоюзных организаций возможности участия в управлении.
Основные формы реализации права работников на участие в управлении организацией (учреждением) определяются в ст. 53 Трудового кодекса РФ, при этом на первое место среди всех прав законодатель ставить учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, в том числе в соответствии со ст. 8 Трудового кодекса РФ при принятии локальных нормативных актов. Порядок учета мнения представительного органа работников (профсоюзного комитета) при принятии локальных нормативных актов закреплен в ст. 372 Трудового кодекса РФ и не может быть изменен или проигнорирован работодателем.Коллективным договором может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Локальный нормативный акт, принятый работодателем с нарушением этих процедур, будет признан не подлежащим применению (ст. 8 Трудового кодекса РФ).При разработке проекта коллективного договора (одной из наиболее важных форм реализации права работников на участие в управлении учреждением в настоящее время в учреждениях образования) профсоюзные комитеты, по нашему мнению, должны обратить особое внимание на вопросы, связанные с аттестацией педагогических работников и введением новой системы оплаты труда. В настоящее время – в пилотных учреждениях, а в скором будущем – во всех учреждениях образования.В соответствии с вновь принятым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом министра образования и науки РФ от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», в состав аттестационной комиссии при аттестации педагогического работника на подтверждение соответствия занимаемой им должности предусмотрено требование о включении в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (п. 6 порядка аттестации).Включение в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного комитета) осуществляется в целях защиты прав педагогических работников и обусловлено требованиями части третьей ст. 82 ТК РФ, в соответствии с которой при проведении аттестации, которая может служить основанием для увольнения работника в соответствии с п. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в обязательном порядке включается представитель профсоюзного комитета учреждения, который делегируется в состав аттестационной комиссии решением этого органа.В аттестационную комиссию направляется выписка из решения профсоюзного комитета. Аттестационная комиссия в свою очередь уведомляет профсоюзного представителя о дате проведения аттестации педагогического работника.В случаях когда представительство первичных профсоюзных организаций на заседании аттестационных комиссий невозможно обеспечить по уважительным причинам, первичная профсоюзная организация вправе уполномочить решением профсоюзного комитета иного профсоюзного представителя для участия в работе аттестационной комиссии (например, представителя территориальной профсоюзной организации). И в этом случае в аттестационную комиссию также направляется выписка из решения профсоюзного комитета.С учетом вышеизложенного в проекте коллективного договора в обязательном порядке должно быть четко прописано участие профсоюзного комитета в процедуре аттестации педагогических работников для подтверждения соответствия занимаемой должности, определен перечень причин, при наличии которых профсоюзный комитет вправе уполномочить иного профсоюзного представителя для участия в работе аттестационной комиссии. В проектах необходимо предусматривать участие профсоюзного комитета в работе по подготовке представлений в аттестационную комиссию, так как при оценке профессиональной компетентности педагогического работника должны учитываться условия труда работника, обеспеченность необходимыми средствами для исполнения должностных обязанностей, а также конкретные результаты его профессиональной деятельности. В проектах коллективных договоров необходимо в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ предусматривать условия организации и проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников учреждения.При этом необходимо учитывать конкретные формы переподготовки и повышения квалификации работников, которым в аттестационные листы внесены рекомендации аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности, повышению квалификации с указанием специализации и другие рекомендации, а также работников, признанных по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности.Право педагогических работников на повышение квалификации реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем в соответствии со ст. 197 Трудового кодекса РФ.В проекты коллективного договора необходимо внести положение о том, что работодатель не должен единовременно направлять представления в аттестационную комиссию на всех педагогических работников учреждения, не имеющих квалификационную категорию.Действующим Соглашением между Департаментом образования Москвы и МГО профсоюза в целях создания заинтересованности педагогических работников в выполнении педагогической работы по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, руководителям учреждений образования предоставлено право устанавливать условия оплаты труда работников с учетом имеющейся квалификационной категории в течение срока их действия, если по этим должностям совпадают трудовые функции и профиль работы (деятельности) (п. 3.1.11 раздела 3 «Обязательства в области регулирования оплаты труда, морального и материального стимулирования труда работников» Соглашения). МГО профсоюза полагает, что в целях повышения установленной в Соглашении вышеназванной гарантии при разработке проекта коллективного договора профком может предложить внести в проект список должностей, по которым присвоена квалификационная категория, и должности, по которым может учитываться квалификационная категория, присвоенная по соответствующей должности. За основу может быть принят ранее действовавший перечень должностей.При введении новой системы оплаты труда в пилотных учреждениях профсоюзным комитетом необходимо учитывать, что система оплаты труда устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом. Возможен вариант, при котором часть условий и правил устанавливается в коллективном договоре, часть – в локальном нормативном акте. Если в коллективный договор включены в качестве приложений положения об оплате труда, премировании, выплате вознаграждения по итогам года, то они становятся неотъемлемой его частью, а не самостоятельными локальными нормативными актами.В том случае, когда коллективный договор в учреждении не заключен или система оплаты труда в нем не прописана, система оплаты труда устанавливается в локальном нормативном акте. Как правило, такой акт называется положением об оплате труда. Возможно установление системы оплаты труда несколькими локальными нормативными актами (положение о премировании, положение о стимулирующих надбавках, положение о компенсационных доплатах и т. д.).Локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда, принимается с учетом мнения представительного органа работников. Порядок учета мнения профсоюзного комитета определен в ст. 372 Трудового кодекса РФ.При формировании фонда оплаты труда учреждения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 февраля 2010 г. №1088-ПП «О совершенствовании систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» МГО профсоюза рекомендует вносить в проекты коллективных договоров и положения об оплате труда критерии оценки деятельности председателей профсоюзных комитетов и ответственных за охрану труда, эксплуатацию электрохозяйства, за пожарную безопасность для установления доплат этим категориям работников из стимулирующей части фонда оплаты труда (приложения №1 и №2).Ст. 16 Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепляет за профсоюзом право по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией исходя из функций, целей и задач этих органов. Таким образом, при наличии вышеназванного решения работников в коллективный договор учреждения включается положение о том, что председатель первичной профсоюзной организации входит в состав управляющего совета. При этом в управляющий совет должны быть избраны работники учреждения в составе не менее 1/3 от состава совета.Ирина КОПАЕВА, главный правовой инспектор МГК профсоюза
Комментарии