В трудовых отношениях возникает множество вопросов, которые требуют отдельной проработки. Эти вопросы могут касаться мотивации, материальной поддержки работников, системы оплаты труда, повышения квалификации, поддержки молодежи и др. Коллективный договор помогает внести ясность во все детали взаимоотношений работодателя и работника, позволяет организации соблюдать требования трудового законодательства и защищать интересы сторон.
В коллективном договоре устанавливаются права, обязанности и ответственность всех участников. Он определяет размер оплаты труда работников школы, планирование отпусков, профессиональное развитие сотрудников, организацию труда и т. д.
Важно отметить, что коллективный договор в школе учитывает интересы всех сторон. Он создает условия для стабильного и гармоничного функционирования учебного заведения, обеспечивает социальную защиту работников школы и повышает их профессиональный уровень.
Для профсоюзной организации коллективный договор – это главная форма представительства интересов работников, для руководителя – ключевой способ демократичного стиля руководства и основа для формирования всей локальной нормативной базы в области трудовых отношений.
Поэтому можно уверенно сказать, что коллективный договор является результатом взаимодействия в рамках социального партнерства.
Мы часто слышим, что социальное партнерство – это дорога с двусторонним движением: каждый должен выполнять свои обязательства. Это означает, что выполнение коллективного договора требует постоянного контроля и своевременной актуализации.
Постоянно должна вестись работа для соответствия изменениям, которые происходят внутри школьной среды и в обществе в целом. Также в процессе обновления коллективного договора необходимо учитывать новые законодательные нормы и требования, которые регулируют трудовую деятельность работников школы.
Актуализация коллективного договора позволит обеспечить более эффективное функционирование школы и улучшение условий работы для всех ее работников.
Именно коллективный договор в школе способен укрепить доверие между администрацией и коллективом, организуя диалог, который позволяет решать проблемы внутри школы и улучшать качество образования. Поэтому мы можем сказать, что коллективный договор в процессе выполнения становится инструментом для развития социального партнерства в образовательной организации.
В нашем округе 100%-ный охват коллективными договорами в образовательных организациях. На сайте (раздел «Деятельность – Социальное партнерство») размещены все необходимые документы для продуктивной работы комиссий по подготовке, заключению, контролю исполнения коллективного договора. Под постоянным контролем со стороны ТПО находятся сроки действия коллективных договоров, своевременное начало переговоров, соблюдение сроков работы над новым коллективным договором и результатами уведомительной регистрации. Ведется работа по подписанию трехсторонних соглашений между ТПО ЗАО, ППО и директорами школ в соответствии с постановлением президиума Комитета МГО профсоюза от 30.11.2018 №44‑5. В семи организациях уже заключено соглашение: школы №56, 806, 875, 1347, 1543, 2025, ЦДТ «Ново-Переделкино». Регулярно наш округ становится территорией социального партнерства, по итогам 2022 года почетным знаком МГО профсоюза награждены 23 образовательные организации. В шестой раз отмечены одиннадцать школ: №67, 97, 324, 1000, 1002, 1195, 1248, 1329, 1434, 1542, 2025.
На совещаниях, при личных встречах и на первых заседаниях комиссий по подготовке, заключению, контролю исполнения коллективного договора мы напоминаем сторонам социального партнерства, что коллективный договор – это не просто бумажная формальность, а живой документ, который, повышая гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом, отражает компромисс между работниками и работодателем, расширяет возможности для грамотного и прозрачного управления. Поэтому его своевременная актуализация является необходимой для устойчивого развития школы, повышения качества образования, которое будет отвечать современным требованиям.
Именно тогда коллективный договор будет эффективным, являясь одновременно и инструментом для развития социального партнерства, и его результатом.
Светлана ИВАНОВА, председатель ЗТО МГО Общероссийского профсоюза образования
Комментарии