search
main
0

Коллектив воспитывает личность

Ни для кого не секрет, что нехватка педагогических работников в образовательных организациях – проблема злободневная. К одной из причин дефицита кадров можно отнести то, что вчерашние выпускники с педагогическими специальностями не идут работать в школу. А если и приходят, то быстро разочаровываются. Как изменить ситуацию? Кто поможет молодому педагогу найти возможность реализоваться? В Перми нашли выход: сетевой наставник. Цель программы сетевого наставничества – наполнение кадрового резерва школы молодыми педагогами.

Наставник поможет!

Договоры о наставничестве есть в нескольких учебных заведениях. Например, гимназия №5 сотрудничает с Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом. Студенты во время школьной практики могут попробовать себя в роли педагога начальных классов и педагога дополнительного образования по разным направлениям внеурочной деятельности. Успешно прошедшие промежуточную аттестацию по итогам двух или трех лет обучения допускаются к дополнительным образовательным программам: олимпиадной и кружковой работе, внеурочной деятельности и тьюторству. Под руководством опытных наставников молодые специалисты погружаются в атмосферу учебного заведения и проводят интересные мероприятия для школьников. Особо запомнился ребятам интерактивный классный час «Безопасность в большом городе», в ходе которого известные герои мультфильмов рассказывали ученикам начальных классов о том, как вести себя в различных нештатных ситуациях. Второе мероприятие было также посвящено серьезной теме – вандализму. Его участниками стали школьники 6-7‑х классов, которые побывали в атмосфере импровизированного зала суда, где учащиеся выступали в ролях и обвинителей, и обвиняемых.

Результатом эффективной организации работы наставников уже стал высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу и культурную жизнь школы. Наставники помогают: повышают уверенность в собственных силах, мотивируют к работе, создают психологический комфорт и ситуации успеха для начинающих специалистов.

В гимназии №5 применяется свой уникальный подход, обеспечива­ющий приток молодых кадров. Он базируется на преемственности поколений и активном взаимодействии с ведущими вузами города.

В 2021 году гимназии присвоен статус «Центр инновационного опыта Университетского округа Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета». Центр занимается формированием цифровой грамотности педагогических коллективов.

Ежегодно студенты Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета проходят в гимназии практику. Проводятся и другие совместные мероприятия, гимназия активно взаимодействует с педагогическим технопарком «Кванториум» на базе университета, учителя гимназии принимают участие в региональном проекте ПГГПУ «Родительский университет».

Ученые и заведующие кафедрами университетов города принимают участие еще в одном любопытном формате работы – проведении гимназических встреч. В ходе них ученики общаются с профессорами и док­то­ра­ми наук, узнают много нового о родном крае.

Физический факультет и астроклуб «Телескоп» Пермского научно-исследовательского университета являются партнерами уникальной технологии гимназии «Открытая образовательная сессия». Метод погружения с заменой традиционных уроков учебно-практическими занятиями, экскурсиями, творческими мастерскими, мастер-классами и лекциями ведущих преподавателей вуза дает возможность в течение недели освоить содержание программы по астрономии, рассчитанной на 34 часа. Вместо одного педагога в таком проекте работает целая команда учителей и специалистов университета.

 

Гореть, чтобы светить

Пермская школа «Дуплекс» напоминает горящее сердце Данко – освещает путь ученикам и педагогам. Акценты и приоритеты в преподавании здесь расставлены тоже ярко! Например, «Дуплекс» при поддержке Департамента образования города и Дома учителя ежегодно организовывает «Педагогический Маркет» – традиционное городское событие для молодых педагогов, входящее в число приоритетных городских проектов по привлечению молодых специалистов в сферу образования. В этом году на территории Экстрим-парка состоялся восьмой такой фестиваль.

Было проведено более 30 мастер-классов в области искусства, красоты, образования, спорта и гейминга, на которых молодые педагоги представили лучшие образовательные практики города и обменялись опытом.

Помимо этого «Дуплекс» эффективно работает в рамках кластера «Содружество». 30 сентября 2021 года был заключен договор о сетевом сотрудничестве между школой «Дуплекс», школой №32 и школой «Приоритет». В «Дуплексе» открыты профили по английскому языку и информатике, в школе №32 – по ОБЖ и истории, в «Приоритете» – по химии. Школьники могут углубленно заниматься выбранными предметами, чтобы получить лучшие результаты. Помимо этого проводятся и другие мероприятия.

Например, в рамках «Сотрудничества» на базе школы «Дуплекс» совместно со школой №32 прошел городской конкурс по визуализации информации, участниками которого стали ученики 10‑х классов. В ходе работы над конкурсными заданиями участники развивали навыки обработки и структурирования информации, искали эффективные способы визуализации текста.

Для удобной навигации учащихся школ-партнеров в системе электронных журналов и дневников «ЭПОС. Школа» были созданы виртуальные здания для каждой из трех школ. Это позволило учащимся видеть расписание, составленное для них в нескольких школах с учетом переходов из одного здания в другое. Сетевые педагоги кластера были заведены в кадровый список учителей базовой школы. Это позволило выставлять оценки, формировать и публиковать домашние задания, общаться учителям с родителями и детьми разных школ средствами «ЭПОС. Школы», не применяя сторонние сервисы.

 

Больше конкурсов хороших и разных!

«Начинайте с большого, добивайтесь еще большего!» – девиз пермских молодых педагогов.

Педагогика – сфера деятельности активных, целеустремленных и талантливых людей. А что может быть лучше для раскрытия талантов, чем конкурсы профессионального мастерства? Для пермского Дома учителя, отметившего в этом году 100‑летний юбилей, ответ очевиден. Именно поэтому состязания, которые проводятся под эгидой этого учреждения, – своеобразная кузница кадров. Здесь каждого поддержат, помогут проложить свой путь в профессии и обрести уверенность в себе. Пермский опыт наглядно демонстрирует, что «Учителем года» конкурсный список не ограничивается.

И первый из них – «Амбициозен». В нем принимают участие педагоги до 30 лет, а организатором является Ассоциация молодых педагогов.

Опытный ментор работает с коллективом молодых педагогов вместе с детьми. Они придумывают, организовывают и проводят образовательные мероприятия в самых неожиданных местах города. Например, в этом году события состоялись в кафе, фотостудии, технопарке и частном театре.

Авторитетное жюри, в состав которого входят преподаватели Пермского государственного педагогического университета, журналисты, общественные деятели, члены Совета ветеранов и Ассоциации молодых педагогов, оценивает работу участников по нескольким критериям. Самое важное, чтобы подготовленный проект был полезен детям и мог транслироваться, то есть любой другой педагог мог бы взять сценарий и провести такое же мероприятие на базе своей школы.

 

Пермские самые

В конкурсе «Я самая! Я самый!» участвуют педагоги со стажем работы менее 10 лет. Возрастное ограничение – до 35 лет. Несмотря на то что эти учителя только делают первые шаги в профессии, им уже есть чем гордиться и делиться, например уникальной методикой или программой. Одним из испытаний конкурса является «Педагогический лайфхак» – фишечка повседневности. Второе касается хобби педагога. Один из критериев оценки жюри – как увлечение помогает педагогу в работе. Финальное испытание – это дефиле. В разные годы оно проходило по-разному. Иногда это праздничный костюм, иногда – smart casual, деловой стиль. Для педагогов приглашаются специалисты из области моды, визажисты и стилисты, но они не просто создают красивые образы, а проводят для учителей и воспитателей мастер-классы, чтобы педагоги сами умели создавать хороший имидж. Конкурс – шанс проявить себя и показать, что жизнь учителя и вне работы в школе может быть насыщенной, яркой, интересной.

 

Профессионалы ходят парой

«Один в поле не воин» – таков негласный девиз конкурса «Профессиональная пара». Это самый юный конкурс из упомянутых. Если «Я самая! Я самый!» проводится в течение девяти лет, «Амбициозен» прошел в третий раз, то конкурс «Профессиональная пара» в этом году только стартовал, но уже получил много позитивных отзывов. Конкурс наставнический. Участники – либо наставник и молодой учитель, либо родственники в профессии – мужья и жены, братья и сестры, отцы и дети.

В первом состязании – «Профессиональная пара» – победили сестры Горошенкины, одна из которых – Екатерина – стала региональным финалистом краевого конкурса «Учитель года».

Алена ЮРЧЕНКО

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте