В марте в Москве на слет собрались лидеры профсоюзных организаций, в том числе 72 председателя первичных профсоюзных организаций из 16 регионов России, а также представители Профсоюза работников образования и науки Донецкой Народной Республики. Три дня плодотворной работы, три дня общения и обсуждений актуальных вопросов, касающихся условий работы и профессионального роста педагогов. Все это позволило услышать друг друга и наметить векторы развития.
Пленарное заседание первого дня открыл заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко. Он задал тон разговору о том, что профессиональный уровень учителя – основа качественного обучения, и отметил тенденции преобразования обучения в XXI веке. Это подтолкнуло делегатов слета к живой дискуссии об эффективном режиме рабочего дня учителя и других вопросах, волнующих педагогическое сообщество. Участникам рассказывали специалисты Московской городской организации профсоюза про недавние изменения, касающиеся оплаты труда учителя, представители регионов делились своими проблемами, с которыми они сталкиваются в повседневной работе, и успехами. А самым животрепещущим моментом на слете стал рассказ о становлении профсоюза ДНР председателя Профсоюза работников образования и науки ДНР Аси Горшковой, рассказ о трагедии и надеждах региона. Но, как отметила Горшкова, ее профсоюзу весьма помогает неизменная теплая поддержка московских коллег, и особенно председателя МГО профсоюза Марины Ивановой.Первый день слета проходил в рамках селектора (одна из инновационных форм взаимодействия между МГО профсоюза и работниками образования), что позволило привлечь к обсуждению не только присутствовавших в зале гостиницы «Салют», но и те профсоюзные организации Москвы, которые смогли присоединиться к участникам слета интерактивно. А так как речь шла о качестве обучения учителя, то разговор на слете председателей первичных профсоюзных организаций Центрального федерального округа не обошел стороной и директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин, который в рамках селектора поведал о ноу-хау столичного образования.- Как вы знаете, в Москве всегда были высокие требования к качеству образования, – прокомментировал ситуацию Павел Кузьмин, – и для нас главная задача – создание возможностей для каждого школьника в получении хорошего образования. Выражается это в известных достижениях, высоких результатах не только на аттестациях в 9-х и 11-х классах, но и в олимпиадах, количестве московских школ, вошедших в рейтинг «Топ-500 российских школ». Почему достигается такое высокое качество? Конечно, это работа и ученика, и, безусловно, учителя. Для учителя в Москве есть много разных возможностей в повышении квалификации и удобная система аттестации. Как вы знаете, Москва ушла от «больших папок», когда учителя, вместо того чтобы заниматься своей основной работой, собирали копии дипломов, своих выступлений, все складывая в «большие папки», сдавали их на аттестацию. В Москве аттестация простая, в два клика мышью, в электронной системе, и мы тем самым не отвлекаем учителя на второстепенную деятельность. Главное, чтобы он занимался своей основной работой – учил ребенка.Но прежде чем говорить о ЕГЭ для учителей, давайте я потрачу несколько минут на исторический экскурс о том, как мы пришли к этому процессу и почему в Москве он возник не как-то извне, а именно из учительской среды, и сейчас так активно развивается. Новые возможности московских педагогов появились не случайно, это следствие развития системы качества образования.В Москве уже сформирована традиция независимых оценочных процедур, это значит, что проводятся диагностические работы в классах. Сами работы, содержание их разрабатывают специалисты МЦКО. Проблема того или иного класса или отдельного ребенка – это не просто констатация факта, а некий повод для того, чтобы педагоги задумались о более адресной работе с тем или иным школьником, создавали для него индивидуальные условия обучения, чтобы у него было как можно меньше проблем в будущем, в том числе на итоговой аттестации. Все диагностики, кроме двух, о которых расскажу чуть позже, проводятся добровольно, с участием независимых наблюдателей, за пять лет мы сформировали серьезную московскую традицию участия московских школ в диагностиках по заявке образовательных организаций. В прошлом году мы фактически подошли к границе в 1100000 тестирований, по итогам этого года мы это количество преодолеем. А следующим шагом в Москве стало введение обязательных диагностик, когда мы обсуждали этот вопрос в педагогическом и родительском сообществах, было достигнуто единое понимание того, что смотреть результаты наших школьников только в 9-м и 11-м классах уже слишком поздно. Мы должны видеть динамику и как можно раньше понимать проблемы того или иного ребенка, чтобы грамотно и в нужный момент эти проблемы корректировать. Так возникли обязательные диагностики в 4-х и 7-х классах, а в этом году мы еще больше расширили эту систему, теперь заранее в начале года неизвестен предмет, по которому диагностика будет проводиться. Это было предложение родительской общественности, дабы избежать «натаскивания» в течение года на выбранный предмет. Важно, чтобы наши школьники всесторонне развивались, занимались по всем предметам. Поэтому в этом году за две недели до диагностики на открытом общегородском селекторе будет проводиться жеребьевка с выбором предмета. Например: «4-й класс, завтра мы узнаем, какой предмет будем сдавать – русский язык, математику или окружающий мир». По 7-м классам такие жеребьевки уже были. Повторю, московская традиция диагностик создана, все они проводятся с участием независимых наблюдателей, поэтому абсолютно объективны. Если мы вспомним опыт спортивных соревнований, то тренер и судья – это разные люди, и подчас наши очень хорошие педагоги, которые много лет работают со школьниками, в некоторых ситуациях могут быть не совсем объективны. Мы помогаем педагогам увидеть проблемы, в том числе и в оценивании, дабы они могли скорректировать свою работу.Следующий шаг – осенью прошлого года, в сентябре, мы открыли первый в России центр независимой диагностики, это большое школьное здание около метро «Кантемировская», где в течение всего года любой московский школьник может пройти тренировочные диагностики в формате ОГЭ (экзамен 9-го класса) и в формате ЕГЭ (экзамен 11-го класса). Ребята с 1-го по 11-й класс могут пройти любую предметную диагностику по выбору ребенка или его родителей. Все работы проверяются независимыми экспертами. В октябре по предложению родителей появилась новая форма диагностики, так называемый «Семейный ЕГЭ». Он возник из-за частых обсуждений в семье, что ребенок на пробных ЕГЭ получает 70 баллов, а родитель в его годы учился на одни пятерки, и что из этого лучше, непонятно. Поэтому мы предлагаем всей семье прийти в наш центр независимой диагностики и пройти тестирование в форме ЕГЭ. Как показывает практика, семейные отношения после такой тренировочной работы резко улучшаются. То есть в Москве появился центр, где с понедельника по субботу можно пройти любую независимую диагностику по запросу учащихся и родителей. Следующим этапом стало тестирование ответственных за ЕГЭ. Руководители ППЭ и уполномоченные ГЭК в этом году зимой сдавали итоговое тестирование, чтобы быть допущенными на проведение экзамена. Это защита прав наших школьников, чтобы все процедуры на ЕГЭ в Москве полностью соблюдались. В этом году все руководители ППЭ такие экзамены прошли.Вы можете видеть, как этот центр оборудован, условия такие же, как на реальном ЕГЭ. Обязательно участник проходит через рамку металлоискателя, работают общественные наблюдатели, есть центр регистрации, работы сразу сканируются, деперсонифицируются, и предметная комиссия, работающая на ЕГЭ, удаленно проверяет такие работы, не зная, чья это работа. Тем самым для Москвы мы решили задачу, что наши сильные педагоги, участвующие в проверке работ, не обязаны ехать в центр диагностики, посредством специальной программы они эти работы получают и могут удаленно их проверить. Так мы не тратим их время. В классах установлены системы видеонаблюдения, подавления сигналов мобильных телефонов (сотовой связи, Bluetooth, wi-fi), чтобы диагностика была максимально объективна и приближена к реальным условиям сдачи экзамена.Следующим этапом возникло предложение о диагностике наших московских педагогов, причем изначально не планировалось подобного рода акций, но после тестирования специалистов, привлекаемых для проверки ЕГЭ, к нам обратилась гимназия №1518 с предложением провести тестирование в формате ЕГЭ для педагогов. Изначально даже было трудно ответить на эту инициативу, но решили, что никаких особых проблем в организации подобного рода тестирования быть не должно. Поэтому в начале ноября у нас появились такие диагностики. Мы работаем с теми же КИМами, что и на настоящих ЕГЭ образца 2016 года, процедура сдачи абсолютно та же самая: педагоги проходят металлоискатель, сдают личные вещи, запрещено пользоваться сотовыми телефонами. Работы опять же сканируются и отправляются московским педагогам, членам комиссии, которые не знают, чью работу проверяют. Дальше система стала развиваться. В марте мы получили большое количество заявок, более 2000, в апреле будет еще больше. Участие в тестировании добровольное и бесплатное. Потом мы стали далее обсуждать с педагогами, развивать новые темы диагностик. Понятно, что учителя средней и старшей школы могут сдавать предметные экзамены, но есть педагоги начальных классов, воспитатели дошкольных отделений. Что предложить им? Родилась идея ввести так называемый метод метапредметной диагностики, то есть связанной с несколькими предметами сразу, не по одному какому-то, а связке разных предметов, где проверяются так называемые универсальные знания учащихся: поиск и работа с информацией, анализ, структурирование материала. То есть общепризнанные методы, которые нужны не по одному предмету, а для обучения в целом. И вот мы предложили педагогам наших дошкольных отделений проходить метапредметную диагностику для учащихся 4-х классов, учителям начальной школы – метапредметную диагностику для 7-х классов. Причем этим предложением мы решаем сразу несколько задач, одна из которых – наиважнейшая в образовании. Исторически сложилось так, что учитель считает свой предмет самым главным и подчас не всегда рационально расходует время учащегося. Ученик, выходя с одного предмета на другой, совершенно не понимает, как эти предметы связаны. Отсюда возникает непонимание того, что все изученные предметы пригодны в реальной жизни. Для преодоления этого Москва сейчас делает очень серьезные шаги по формированию метапредметного сообщества учителей. Мне кажется, наши воспитатели, сдавая метапредметную диагностику для начальных классов, будут понимать, к чему они готовят дошкольников. Такой подход сориентирует их в правильном направлении – на подготовку к начальной школе, к освоению тех компетенций, которые будут нужны в начальной школе. А начальная школа будет лучше понимать, какие требования в средней школе, как подготовить к ней учеников начальных классов. Преимуществ для наших педагогов очень много. Крайне важны понимание преемственности в образовании, влияние на корректировку образовательного процесса. Во-первых, важно воссоздать атмосферу реального экзамена. Когда попробовал сам, ты уже смотришь с другой позиции на работу с ребятами, можешь спланировать работу продуктивно. Каждому участнику тестирования мы выдаем сертификат, где видно, что и на каком уровне удалось решить, а что не получилось. Поэтому сервис интересный, работает call-центр для подачи заявок, работают сайт, электронная почта, есть все виды современной коммуникации. На экзамены приходят и отдельно, и целыми педагогическими коллективами, то есть здесь все зависит от желания образовательного учреждения.В Москве для учителей стараются создать максимально удобную обстановку во всем.
Комментарии