search
main
0

Коллекция пороков и ее экспонаты Режиссеры ставят на эпатаж и проигрывают

Экран “побаловал” нас очередным эпатажным фильмом Юрия Грымова “Коллекционер”, который, по-моему, на редкость выразителен художественно и очень невразумителен режиссерски. Три друга с библейскими именами Илья, Петр и Андрей попадают в огромный таинственный дом, напоминающий модель мироздания. Хозяин дома – коллекционер, собирающий буквально все – камни, бабочек, насекомых, гравюры. Но прежде всего он “коллекционирует” человеческие пороки и человеческие слабости.

Грымов признался, что отражал тот самый мир, который волнует и его самого. Режиссер смакует сцены самоубийства Петра, то, как по ноге повесившегося течет струйка мочи, как Андрей разбивает о дно бассейна себе голову. Герои сквернословят, курят, восседают на унитазах с расписными ободками, занимаются любовью с Машей, дочерью коллекционера. Вся эта череда пороков выглядит совершенно скучно и обыденно, никого не ужасает, никого не возмущает.
Все чудеса “коллекции” демонического хозяина (Алексей Петренко) методично записывает в амбарную книгу некая Вера (Ирина Мазуркевич), женщина бальзаковского возраста, напоминающая библиотекаря или учительницу. Постепенно герои ленты осознают, что, собственно, могут сами превратиться в экспонаты. И действительно, вырваться в реальную жизнь из зазеркалья удается лишь только Илье, оказавшемуся человечески состоятельным. Надо сказать, что Алексей Петренко, Ирина Мазуркевич буквально вытягивают своей игрой весь фильм. И тут явно их собственная заслуга как глубоких разносторонних актеров, по-человечески значительных. Но молодые актеры, Петр – Карен Бадалов, Илья – Евгений Цыганов, Андрей – Андрей Приходько, Маша – Екатерина Волкова, не обладая собственной позицией, просто присутствуют в кадре. По большому счету, их героям все равно где быть – на том или на этом свете. Чувствовалось, что режиссеру им помочь было нечем. Но полтора миллиона долларов он потратил со вкусом, очень красиво. Фильм, полный символов и метафор, очень напоминает коллекцию клипов, снимать которые, как известно, Грымов мастер. Но только где основная идея этой бессистемной коллекции клипов Грымова?
Еще один из фильмов, привлекающих зрительское внимание, – “Телец” Сокурова.
То, что бывший преподаватель истории, а ныне кинорежиссер Сокуров тяготеет к изображению исторических персонажей, вполне логично. Его “Телец” посвящен последним дням жизни Ленина, умирающего от паралича. Согласно традициям многих народов, тельца часто использовали для жертвоприношения. Похоже, что в этом фильме Ленин превратился в жертву режиссерского замысла Александра Сокурова, который стал еще и оператором-постановщиком, причем таким, что, казалось, еще чуть-чуть, и войдешь прямо в Горки. Ленин на наших глазах лишается памяти, не узнает приехавшего к нему Сталина, не может решить простейший пример на умножение, играет в охоту, паля вместо ружья из пальца. Пожалуй, этот фильм вполне можно было бы показывать студентам-медикам для изучения болезни, поразившей Ленина. Но вот во время отдельных проблесков сознания к Ленину вновь возвращается интеллект, и он начинает говорить по-немецки, искать яд, чтобы убежать в смерть от подступающего безумия. Леониду Мозговому удалось изобразить образ некоего человека, страдающего от паралича. Но не удалось передать масштаб личности человека, который оказал самое сильное влияние на весь ход истории XX века, исторического гиганта, который за четыре года, пока реально правил страной, перевернул весь мир. Если после просмотра фильма Ромма “Ленин в Октябре”, где он был показан избавителем, люди плакали от счастья, то Сокуров почему-то решил изобразить вождя революции даже не гением зла в соответствии с новой идеологией, а совершенно несчастным лысым обывателем. Крупская в исполнении Марии Кузнецовой вовсе не разбита параличом. А между тем актриса играет ее расплывшейся неряшливой теткой в рваных чулках, как будто вовсе не подозревая, что Крупская тоже личность незаурядная, в молодости она окончила гимназию с золотой медалью, училась на Высших женских курсах в Петербурге, тогдашнем высшем учебном заведении для женщин. Эта образованнейшая женщина редактировала уйму журналов: “Народное просвещение”, “Народный учитель”, “О наших детях”. Написала около двух тысяч работ, стала доктором педагогических наук.
Бывший преподаватель истории Сокуров видит нашу историю по-своему. И не ему одному не нравятся, прямо сказать, идеологи прежнего режима – Ленин и Крупская. Только непонятно, почему их надо изображать так уж примитивно, простейшими существами. Трудно не согласиться с Грымовым – любить надо самих себя, тогда и другие полюбят. Вот поэтому, мне кажется, не дали в Каннах премию за “Тельца” – карикатуру на самих себя…

Елена МАСЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте