search
main
0

Коллекция достижений. Рекомендации по построению различных моделей портфолио

Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

Общие положения

Этот способ позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Способ является не только современной эффективной формой оценивания, он помогает решать важные педагогические задачи:

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, – профильного обучения.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации.

Предстоит опробовать различные модели портфолио, конкретные варианты которых будут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети (МОС). При этом в целях экспериментальной работы предлагаем учитывать следующие рекомендации.

1. При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

А) «Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Преимущества данного варианта:

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения данного варианта:

Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен – 5; за два экзамена – 10, либо как-то иначе.

Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого, либо как-то иначе.

Б) «Портфолио работ» – представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Он оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Примерный вариант записей в «портфолио работ»:

Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.

Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.

Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.

Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.

Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проdодили занятия.

Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проводилась, ее продолжительность.

Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.

Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.

Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.

Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

Другое.

В) «Портфолио отзывов» – включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

Эта форма дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Сложность формализации и учета собранной информации.

Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);

рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;

резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;

эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

другое.

2. На основании предложенных вариантов портфолио в ходе эксперимента предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).

Приведем примеры:

а) портфолио, состоящие из трех разделов: «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».

b) портфолио, состоящие из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ»; либо «раздел документов» + «раздел отзывов»; либо «раздел работ» + «раздел отзывов».

с) портфолио «простые» (3 варианта).

3. В эксперименте предстоит отработать:

1. Структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов.

2. Варианты представления итоговых документов.

3. Формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы.

4. Возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке.

5. Период накопления (сбора) портфолио (только 9-е классы, 8-9-е классы, вся основная школа и т.д.).

В ходе эксперимента по предпрофильной подготовке участвующим в нем экспериментальным территориям и учреждениям необходимо ответить на следующие вопросы:

Какие модели портфолио или их компоненты являются наиболее действенными и реализуемыми, как они могут входить в образовательный рейтинг выпускника?

Какие формы итогового документа по портфолио наиболее удобны и функциональны?

Какой срок является оптимальным для накапливания материалов портфолио?

Какое значение целесообразно придавать портфолио учеников при зачислении их в профильные классы и школы?

Как могут взаимодействовать учителя, ученики и родители при формировании и оценке портфолио?

4. Прочие положения для экспериментальной апробации

1) Целесообразным является создание в муниципальной образовательной сети экспертной группы по портфолио (ЭГ).

Название «экспертная группа» условно, это может быть соответствующая «комиссия», «совет» и т.п. ЭГ создается при муниципальном методическом кабинете (центре), а также при координационном органе по профильному обучению (муниципальном координационном совете), которые начали уже развертываться в ряде экспериментальных территорий.

ЭГ разрабатывает требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио, которые являются обязательными для образовательных учреждений данной сети. Все материалы и документы, разработанные ЭГ, утверждаются муниципальным органом управления образованием. Муниципальный орган управления образованием может руководствоваться этими документами, в частности, при решении вопросов о порядке комплектования 10-х классов.

Вышесказанным обеспечивается организационная и содержательная целостность двух составляющих образовательного рейтинга: итоговой аттестации и индивидуальной накопительной оценки («портфолио»).

2) ЭГ определяет состав портфолио, который может включать широкий набор сертификатов индивидуальных образовательных достижений, проектных и исследовательских работ, публикаций и других свидетельств учебной и творческой активности ученика.

Наряду с дипломами олимпиад и конкурсов возможно рассматривать сертификаты, полученные в учреждениях дополнительного образования, свидетельства о прохождении определенных курсов (иностранного языка, информационных технологий и др.) и оценивать их, «приводя к общему знаменателю», в соответствии с установленными в территории критериями.

Сама экспертная группа по портфолио может также выступать инициатором проведения образовательных, творческих конкурсов внутри данной образовательной сети с последующей сертификацией их результатов.

ЭГ определяет перечень материалов, из которых формируется «портфолио работ», устанавливает критерии для их отбора. Кроме того, определяет перечень и устанавливает форму для материалов «портфолио отзывов»: резюме, рецензии, характеристики и т.п.

3) ЭГ осуществляет ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений в соответствии с установленными им шкалами.

4) ЭГ разрабатывает предложения по следующим позициям:

максимальный общий балл портфолио, т.е. его возможный удельный вес в суммарном образовательн

механизмы и способы качественного оценивания материалов рабочего портфолио и варианты его учета при формировании итогового образовательного рейтинга ученика;

способы организации информации в портфолио отношений и формы его учета.

5) Учет документов, входящих в портфолио, и определение итогового балла производится школой. Возможный вариант: школа выдает выпускнику итоговый документ по портфолио, заверенный школьной печатью и подписью представителя администрации.

6) ЭГ разрабатывает проект итогового документа по портфолио, дополняющего аттестат.

Возможные варианты:

Портфолио представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.

Портфолио представляет собой зачетную книжку, которую ученик получает в школе и в которой помимо итоговых результатов содержится информация об индивидуальной учебной активности школьника и его достижениях за определенный срок (творческие работы, участие в проектах, олимпиадах и т.п.).

Портфолио представлен файловой папкой, содержащей различные отзывы.

7) Муниципальный координатор, координационный орган (совет) по профильному обучению и ЭГ отвечают за информирование всех участников образовательного процесса об установленных в муниципальной образовательной сети формах, задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте