В первый день самого летнего месяца – июля, когда полным ходом идет прием свидетельств по ЕГЭ вузами страны, на коллегии Минобрнауки РФ состоялся серьезный разговор – что же происходит сегодня с высшим образованием в России. Весьма умеренная для июля температура с лихвой компенсировалась накалом страстей, которые здесь бушевали. Что, впрочем, вполне объяснимо – речь шла о будущем сети высших учебных заведений, о том, что за 2009-2010 годы должно быть закрыто 200 филиалов вузов и 400 представительств, о необходимости ужесточить процедуры аттестации, сделать их более прозрачными и открытыми.
– Сейчас, когда экономика находится не в самом лучшем состоянии, нам нужно сделать так, чтобы остались лишь те вузы, которые достойны учить, – заметил открывший коллегию министр Андрей Фурсенко. Речь не о том, что мы должны резко сокращать вузы, важно, чтобы качество образования в них соответствовало хотя бы средним стандартам. Не надо привязываться к цифрам. Если есть тысяча или две востребованных высших учебных заведений, которые дают качественное образование, то пусть они работают.
Андрей Александрович заметил: несмотря на то что российские вузы относятся к различным ведомствам – Минобрнауки, Минкультуры, Минсоцздравразвития или Минтранса, стандарты должны быть едиными для всех, в противном случае невозможно будет сохранить единую образовательную сеть.
Выступивший вслед за министром директор Департамента госполитики в сфере образования Игорь Реморенко заявил, что в России самый высокий охват населения высшим образованием: в 2005 году на 10 тысяч россиян приходилось 495 студентов, в то время как в США – 445, в Германии – 240, в Великобритании – 276, в Японии – 230 человек.
– Эти показатели во многом обусловлены разросшейся сетью вузов, – подытожил Игорь Михайлович. Впрочем, с 2004 года их количество почти не изменилось, было 699, а в 2008 году стало 687, в то время как число негосударственных вузов выросло с 625 в 2005 году до 665 в 2008 году. Игорь Реморенко также отметил, что высшее образование стало «ближе к дому».
Среди важных тенденций современного высшего образования господин Реморенко отметил поддержку инновационных вузов и создание федеральных университетов. В дальнейшем планируется расширение сети федеральных университетов (их будет 10-13), причем теперь их станут выбирать на конкурсной основе, а не назначать указом, как было с ЮФО и СФО. В течение 5 лет эти университеты получат на свое развитие по 2 миллиарда рублей.
Директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки РФ Сергей Иванец рассказал о задачах, которые стоят перед национальными исследовательскими университетами.
Сергей Владимирович сообщил, что эта категория университетов была установлена ФЗ №18, где изложены юридические основы их создания, и что отбираться они будут на конкурсной основе. Сегодня категория «национальный исследовательский университет» установлена двум пилотам – МИСиС и МИФИ, на их базе формируются Национальный исследовательский ядерный университет и Национальный исследовательский технологический университет.
Пожалуй, самым «больным» на коллегии был вопрос аккредитации вузов, которая, как известно, страдает непрозрачностью и перегруженностью процедуры.
– Каждый новый день выдвигает свои требования, – отметила руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, – и наша задача успевать оформить их в официальные критерии. – Разумеется, необходимо жесткое соблюдение имеющихся требований, предъявляемых процедурой аккредитации, а также выработка новых, адекватных времени показателей. К 1 ноября мы должны закончить перечень новых аккредитационных показателей.
По словам Любови Глебовой, произойдет своеобразная инвентаризация этих показателей. Рособрнадзор, в частности, предлагает исключить из аккредитационных показателей квалификацию профессорско-преподавательского состава, так как для каждой образовательной программы она различна.
Все, что связано с научно-технической деятельностью напрямую, должно быть обосновано ее результативностью. Только количество вложенных средств не может быть доказательством того, что научная деятельность присутствует. Кроме того, предлагается внести изменения в тестирование выпускников, чтобы оно показывало не только остаточные знания, но и выявляло компетенцию выпускников после прохождения образовательных программ. Глава Рособрнадзора добавила, что готовится законопроект, который предусматривает, что оплата за аккредитацию будет взиматься как госпошлина, а процедура будет реализовываться только подведомственным Рособрнадзору учреждением. Глебова пояснила, что это позволит исключить коррупционную составляющую, так как вузы не будет напрямую платить тем, кто их проверяет.
Комментарии