Ровно десять лет тому назад Профсоюз работников народного образования и науки РФ направил заявление о вступлении в Интернационал образования. Два года потребовалось этой уважаемой организации для того, чтобы убедиться: наш профсоюз играет важную роль в становлении демократических институтов страны и защите интересов работников.
В июле 1995 года профсоюз стал полноправным членом Интернационала образования. В свое время избрание Галины Меркуловой в состав Европейского регионального комитета ИО от стран Центральной и Восточной Европы показало, что руководство Интернационала отводит российскому профсоюзу заметную роль и в общеевропейских делах. Поэтому не случайным, а вполне закономерным было участие во внеочередном съезде профсоюза генерального секретаря Интернационала образования Фреда ван Люэна.
– Я все время думаю о безвременно ушедшем от нас коллеге – Владимире Яковлеве. Мы знали о его болезни. Мы знали, что он борется с этим недугом, тем не менее его кончина была для нас шоком. Именно Владимир был тем человеком, который привел российский профсоюз в мировую семью профсоюзов образования, наладил его работу на высоком уровне не только в своей стране, но и на международном уровне. Владимир ушел, а мы остались один на один с теми проблемами, с которыми сталкиваемся сегодня.
В конце этой недели Всемирный банк выпустит специальный доклад, посвященный развитию государственных и общественных служб, ориентированных на необеспеченное население. Отдельная глава этого доклада посвящена образованию. Она не просто наносит вред образовательному сообществу, она оскорбительна для учителей, для их профессии. Там заявляется, что учителя, преподаватели недостаточно хорошо работают, а их профсоюзные организации препятствуют осуществлению реформ.
Президент Интернационала образования и я в конце сентября встретимся с президентом Всемирного банка Вульфсоном и заявим, что мы не приемлем подобных утверждений и потребуем выработки новой позиции Всемирного банка. На этой встрече мы, конечно, вопроса не решим – мы отдаем себе в этом отчет.
Мы свидетели того, что как только Всемирный банк начинает осуществлять какие-либо программы в различных государствах, в том числе и в России, то тут же начинается и какая-то кампания, направленная против учителей и учительских организаций. Что касается Всемирного валютного фонда, который имеет самые близкие отношения с российским правительством, то можно быть уверенным, что в их политике не намечается никаких изменений в сторону увеличения финансирования образования. Поэтому и Интернационалу образования в целом, и российскому профсоюзу в частности, придется в этом направлении очень много поработать.
На этой неделе в Париже состоится очень важное совместное заседание экспертного совета Международной организации труда и ЮНЕСКО. Задача этого экспертного совета – проанализировать то, насколько правительства различных стран следуют рекомендациям мирового сообщества по повышению статуса учителя, работника высшего учебного заведения. Во всех странах наблюдается нарушение этих рекомендаций, согласно заключениям экспертного совета, условия труда работников образования – хуже некуда. Я советую воспользоваться докладом этого экспертного совета, когда он появится в печати, при переговорах с правительством.
В октябре мы все традиционно будем отмечать Всемирный день учителя. Тема этого года: «Учителя открывают новые горизонты». Его проведение – повод еще раз подчеркнуть, что учителя должны получать хорошее образование, должны быть высококвалифицированными, иметь возможность предоставлять качественное образование своим ученикам.
Вчера Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала ежегодный доклад, который называется «Взгляд на образование». Там четко указывается, что нехватка учителей, которая наблюдается в наиболее промышленно развитых странах, напрямую связана с условиями их труда. Мы давно и настойчиво убеждали правительства, что недостаток финансирования общественного и государственного образования ведет к деградации качества знаний учащихся, но нам предстоит немало потрудиться, чтобы правительства наконец это поняли. Именно правительства несут ответственность за судьбу наших подрастающих поколений, за знания, за возможность получения достойной работы в будущем. Образование – один из самых фундаментальных принципов демократии.
Некоторые правительства считают, что дополнительные средства на образование можно найти в частном секторе. Они считают, что можно вообще превратить образование в товар. Дело в том, что финансовые интересы к образованию сегодня огромны. Некоторые предприниматели рассматривают эту сферу как золотой рай для своего будущего. Чтобы представить объемы всемирного государственного финансирования системы образования, достаточно узнать некоторые цифры. В прошлом году на государственное и общественное образование в мире было израсходовано более триллиона долларов.
Сегодня мы видим, как многие страны стремятся вступить во Всемирную торговую организацию. При этом мало кто думает о тех последствиях, которые это вступление может принести странам. Пожалуй, исключение составляет Россия, где учительский профсоюз неоднократно выступал с предостережениями относительно присоединения страны к ВТО. Затем министр образования Владимир Филиппов и ректор МГУ, президент Российского союза ректоров академик Виктор Садовничий направили свое письмо на этот счет в российское правительство.
Почему мы беспокоимся о последствиях вступления стран в ВТО? Потому что в рамках Всемирной торговой организации разговор идет о свободной торговле не только товарами, но и услугами. Всеми услугами, которые только можно себе представить. В ООН есть специальный справочник, в нем перечислены все возможные услуги, которыми сегодня пользуется человечество. Где-то в середине этого списка написано «Образование». Конечно же, ни одно правительство в мире никогда не признается в том, что оно собирается приватизировать или коммерциализировать образование. Но триллион долларов в год – слишком привлекательная цифра, слишком гигантские деньги, чтобы бизнес просто так согласился отказаться от такой прибыли, а государство не согласилось бы отказаться от бюджетных расходов на образование. Поэтому за всем этим нужно следить очень внимательно. Если произойдет коммерциализация образования, это самым серьезным образом подорвет общественное образование, этого мы никоим образом не можем допустить.
В то же время некоторые считают, что, если образование отдать в частные руки, оно станет более доступным, более эффективным. Сторонники этой позиции заявляют: государственные школы ужасны, они ничего не делают. Поэтому, если мы хотим сохранить государственное образование, нам надо оказывать политическое давление на национальном и международном уровнях, в том числе во Всемирной торговой организации, во Всемирном банке, в Организации экономического сотрудничества и развития. Или же, как говорит другая сторона, мы должны доказать, что налогоплательщик не зря платит деньги за образование.
Сегодня около 90 процентов учительских организаций в мире входят в Интернационал образования. Мы – одна из самых влиятельных, самых мощных неправительственных организаций. С момента образования Интернационала в 1993 году мы сделали огромный шаг к утверждению своего статуса и влияния. Особенно это касается развивающихся стран, которые находятся в переходном периоде. Иногда мы становимся просто связующим звеном для организаций этих стран с мировым сообществом. Можно сказать, что термин «Международная солидарность» звучит сегодня очень современно. Мы должны развивать эту солидарность, поддерживать ее, если хотим, чтобы демократия и социальная справедливость существовали и дальше, чтобы эти понятия развивались во всем мире. Если мы хотим, чтобы мир управлялся не только рыночными принципами, то должны держаться вместе и развивать принцип международной солидарности.
За последние пятнадцать лет мир очень изменился. Пожалуй, никогда в истории человечества не происходило одновременно столько драматических потрясений – политических, экономических, социальных, экологических, культурных и иных. Образование находится в центре каждого из перечисленных потрясений, то есть оно присутствует везде. Вызовы и проблемы поэтому стоят перед нами огромные. Но я верю, что мы справимся со всем. Имея такие сильные организации, как Российский профсоюз работников народного образования и науки, мы не можем отступить. Интернационал образования всегда полагался и будет полагаться на Российский профсоюз, а профсоюз может всегда положиться на нас.
Комментарии