Кануло в Лету то время, когда педагоги детских садов и родители детей находились по разные стороны воспитательного процесса. Считалось нормой, что дело родителей – вовремя привести и забрать ребенка, а ответственность во время пребывания его в садике лежала полностью на воспитателях. Сейчас это неприемлемо, педагоги считают родителей не «клиентами», а партнерами.
Теперь они, как правило, союзники, единомышленники, коллеги, сообща и на равных обсуждают проблемы воспитания, планы, программы. Именно такое содружество налажено в детском саду «Рябинка» города Волхова Ленинградской области, возглавляемом Еленой Рыжовой, которая прошла здесь все ступени педагогического роста, начав рядовым воспитателем, а затем став заместителем заведующей. Теперь, руководя дошкольным учреждением, она знает, как надо воспитывать детей.
Наиважнейшим делом Елена Валериевна считает постоянное взаимодействие с родителями и семьями своих питомцев. И не только мамы и папы, но и другие члены семьи – бабушки, братья, сестры – оказались вовлеченными в жизнь детского сада.
То один, то другой запросто приходит в группы, присутствует на занятиях, праздниках, готовит со своими детьми «домашние задания» (игрушки, поделки, рисунки, разучивает стихи, придумывает игры).
Однажды воспитатели задумали провести фестиваль, посвященный творчеству детей и их родителей. Такой фестиваль удался, кроме концерта была подготовлена выставка работ взрослых и детей. Проходили занятия, где желающих учили мастерить поделки своими руками. Фестиваль семейных проектов стал традиционным. Обычно старт очередному действу дается осенью. Задумки создаются в течение нескольких месяцев всеми членами семьи. А весной проходит презентация проектов.
С большим увлечением дети и взрослые провели фестивали «Я – исследователь», «Увлекательный мир конструирования». Такие игровые проекты с использованием разных детских конструкторов помогают развить фантазию, пробуждают интерес детей к творчеству.
Коллектив педагогов и родителей «Рябинки» вовлекает в свое творчество и других родителей города. По его инициативе был открыт клуб молодых семей «Росток». Здесь устраиваются встречи с будущими родителями, и с молодыми, и с приемными. У взрослых возникают психологические, социально-правовые проблемы, в этом им оказывает помощь и содействие психолог. Клубом руководит сама Елена Валериевна. Ее хорошо знают в Волхове. Она очень доступна, ей могут позвонить родители, дети которых уже учатся в школе, и те, чьи дети ходят в другой детсад. Елена Валериевна каждого выслушает и, если необходимо, охотно проконсультирует.
Члены клуба не просто слушатели, они становятся соавторами многих начинаний, творческих проектов. Елена Рыжова и сама активная участница всех дел, больших и малых. Пять лет назад ее семья, в которой есть еще педагоги, участвовала в конкурсе «Моя династия» на областном фестивале трудовых династий «Там, где живут Вера, Надежда и Любовь» и стала победителем.
В «Рябинке» собраны высококвалифицированные педагоги, но и они постоянно учатся. Недавно здесь прошло необычное занятие – рисование по методике правополушарной живописи. Дело в том, что у большинства людей основное левое полушарие мозга, оно является ведущим, руководит нами. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление, им владеют художники. Но если мы научимся подключать свое правое полушарие, то мы разовьем свои способности. На этом и основано правополушарное рисование.
Часть участников тут же заявили, что они совсем не умеют рисовать и согласны быть только слушателями. Однако тренер Алена Гончарова сумела их настроить на творчество, ознакомила с материалами, которые придется использовать, научила «чувствовать» кисть, слышать себя, слышать и видеть мир таким, каков он есть на самом деле. Педагоги с удовольствием и вдохновением принялись за дело и стали рисовать. Такое правополушарное рисование позволяет выявить художественные способности каждого, о чем он даже не догадывался. Эта методика помогает расслабиться, вызывает эмоциональный подъем. Она учит за короткое время начать рисовать не простые рисунки, а целые картины. Невозможное вдруг стало возможным. В конце занятия у всех без исключения получились оригинальные, выразительно написанные пейзажи. Приобретенные знания и умения педагоги смогут использовать в работе с детьми.
Есть занятия, похожие на урок, а есть свободное расписание. Детям обязательно дается время на свободную игру, когда они самостоятельно общаются друг с другом, ссорятся и мирятся, учатся договариваться. А еще придумывают совместные игры. Малышам нравится беседовать друг с другом. С общения, беседы начинается каждый новый день в детском саду. Придя в свою группу, дети рассаживаются кружком на ковре и по очереди рассказывают о том, что с ними произошло, что они увидели по дороге в садик. У каждого свое отношение к увиденному, каждый по-своему оценивает его. Такое общение помогает мальчикам и девочкам совершенствовать свою речь, пополнять словарный запас.
Образование и воспитание в «Рябинке» построены на основе программы «Сообщество», которая с успехом используется здесь вот уже пять лет. По словам Елены Валериевны, в ней удачно сочетаются групповое обучение и индивидуальный подход. После утренней беседы воспитатель предлагает ребятам тему и постепенно вводит их в учебно-творческий процесс. Каждый выбирает для себя ту среду, где он будет работать над своим проектом для решения общей задачи, будь то центр математики, литературы, живописи или кулинарии. Все пространство делится на зоны, где в каждой есть необходимые «помощники» – игрушки, конструктор, материалы для рисования и лепки. Дети занимаются в выбранных ими центрах и настолько увлечены, что не замечают, что происходит вокруг, а значит, не мешают другим детям выполнять свое задание. Сюда могут зайти родители, педагоги из другого детского сада, и ни один ребенок не отвлекается, поглощенный своим делом.
В конце занятия обязательно состоится обсуждение. Маленькие исследователи говорят о том, чему они научились. Благодаря программе «Сообщество» дети становятся более самостоятельными, учатся анализировать, планировать.
Питомцы «Рябинки» любят праздники, в подготовке к которым участвуют все – родители, педагоги и, конечно, сами дети. Месяц назад состоялось представление «Развеселим Осень». К ним в гости пришла очень грустная Осень. Малыши захотели ее развеселить с помощью придуманных ими же персонажей – Дождика, Боровика, Лисички, они вместе с детьми провели гостью по заранее намеченному маршруту. Их встречали сказочные герои – Медведь, Пугало, Лесовичок, Баба-яга. Осень с удовольствием играла с детьми и постепенно развеселилась. В конце ребята сделали ей подарок из разноцветных листьев: смастерили осенний ковер, бусы и оранжевый клен.
Комментарии