Двойник “УГ”: сделано в США
Средства массовой информации у американцев не в чести. Во всяком случае в семьях американских учителей – моих хозяев во время поездки в США – к материалам об образовании в городской газете относились насмешливо-критически.
А как же профессиональные педагогические издания? Узнав о моем интересе, мне стали дарить печатную продукцию в неимоверных количествах! А одну газету, не сговариваясь, презентовали дважды. Вряд ли американцы стали бы хвастаться какой-нибудь пустой “сплетницей”, показалось мне. Вчитавшись, я обнаружила, что “NEA today” (“Национальная образовательная ассоциация” сегодня”) чем-то напоминает нашу “Учительскую газету” – почти те же рубрики, похожие проблемы. Нет, конечно, кое в чем мы отличаемся. Американская газета в два раза толще. Фотографии цветные. И открывается номер не обращением главного редактора, а словом Боба Чейза, президента уважаемой в США, имеющей отделения во многих штатах Национальной образовательной ассоциации. Больше, пожалуй, никаких принципиальных различий. Не верите? Тогда загляните в майский номер.
Тема
Самой интересной газетной истории уготовано почетное первое место плюс фотография на обложке. Но эта важнейшая новость обычно не просто рассказ о чем-то, а целое исследование той или иной проблемы. Очень похоже на нашу “Тему”. В майском номере первые две страницы “NEA today” посвящены новому федеральному закону США об образовании детей-инвалидов. Знакомо, не так ли? И “УГ” писала не раз о достоинствах и недостатках российского специального образования. Но вообще-то это вещи несравнимые. Мы опоздали лет на 25. В США первые законодательные инициативы, касающиеся детей со “специальными нуждами”, относятся к 1975 году. Теперь такие дети учатся с обычными школьниками, под них созданы специальные индивидуализированные образовательные программы. Проблема у американцев в другом – дети-инвалиды имеют слишком много льгот, даже те из них, кто ведет себя, мягко говоря, плохо. Как быть, если подросток-инвалид продает наркотики или приносит в класс оружие? Совсем недавно учитель не мог и пальцем тронуть хулигана – он же инвалид! Потом американцы подумали и решили, что такое положение вещей нарушает принцип равных образовательных возможностей для всех, которым так гордятся в США. И в марте этого года конгресс выпустил специальный законопроект, где разъяснялись не только подробности касательно учебных программ для инвалидов, количества отчетов учителей об успехах учеников, но и расписывались действия преподавателя в случае ЧП в классе. Интересно? Так вот, учитель может удалить нарушителя из класса на 10 дней или, по решению школьной администрации, на 45 дней. Во время наказания ребенок-инвалид может находиться дома или в специальном месте, предусмотренном местным школьным округом. Если арест не помогает, учитель имеет право не пускать такого ребенка в класс и требовать дальнейшего расследования дела.
Социальная защита
Раздел, помеченный яркой красной краской, называется “Newsmakers”. Здесь сенсации, разоблачения, вести из штатов. Это что-то вроде нашего “Дневника” или телевизионного “Героя дня”. В переводе “Newsmakers” – “Люди, которые заставили о себе говорить”. Для “NEA today” сенсация – не только политическая новость из Белого дома, но и критическое положение с ремонтом бесплатных “публичных” школ. Насмотревшемуся “Санта-Барбары” российскому обывателю трудно поверить, что в Соединенных Штатах есть школы, в которых сыплется штукатурка со стен, а на потолке царит плесень. Но это так! В заметке “Больше чем покраска и настилка полов” читаем свидетельство ремонтника-электрика из Техаса Билла Харрисона: бедняга как-то ковырнул черепицу в одном из учебных заведений города Форт Ворс и… вымок до нитки. Оказывается, на детей и учителей дожди не проливаются только благодаря временным приспособлениям, которые скрывают заодно грибы и плесень. Многие школы этого города не имеют вытяжек на кухнях, а дети ютятся в тесных, похожих на каморки классах. И это несмотря на то, что округ выпустил облигации для ремонта школ на сумму 398 миллионов долларов. Но денег нет. Прямо как где-нибудь в средней полосе России! Нет средств и в графстве Кларк, штат Невада, где недавно построили несколько новых школьных зданий, а вот холодильников для кухонь всем не хватило. Те же, кто получил эту необходимую в хозяйстве вещь, обнаружили, что холодильники – 50-х годов выпуска, причем неотремонтированные. Проблема в том, что из-за нехватки средств капитальный ремонт школ приравнивается к настилке полов и покраске стен, а “системы жизнеобеспечения” никого не интересуют. Как быть? Газета, а в ее лице – Национальная образовательная ассоциация – активно рекламируют федеральный законопроект (так называемый Акт о модернизации публичных школ), по которому федеральный центр должен предоставить право штатам и школьным округам оставлять у себя налоги в сумме 25 миллиардов долларов именно на ремонт и строительство местных школ. 82% американцев “за” эту идею.
Методическая кухня
Американцы почему-то не придумали оригинального названия для раздела методических разработок, назвали его просто – “Обучение”. Здесь и учительские инновации в преподавании различных предметов, и опыт раннего обучения языкам, и размышления педагогов, какие существуют способы сосредоточить внимание детей на теме занятия. Представьте себе, тут есть и актуальная для россиян тема – половое воспитание. Учительница средней школы из Сан-Франциско Джуди Логан рассказывает о семинарах по половому воспитанию, которые она проводит в рамках Национального проекта SEED (Стремление к образовательному равенству и многообразию). Девочкам в своем классе она предлагает представить, что они родились мальчиками, а юношам – соответственно, наоборот. Это помогает, считает Логан, понять, что женщиной или мужчиной человек становится с момента рождения, и это навсегда. На уроках полового воспитания девочки могут свободно говорить о том, что их тревожат сексуальные домогательства в коридорах школы (от этого не застрахована ни одна школа в мире!). Здесь их никто не осмеет, а наоборот, группа учеников изучит законы на эту тему и что-нибудь предпримет. Мальчикам-подросткам занятия помогают осознать, что они вовсе не должны получать выговоры за дурное поведение некоторых представителей “сильного пола”, а вместо этого имеют право ратовать за права женщин. Логан против того, чтобы смаковать анатомические подробности. Зато ее дети имеют возможность поразмышлять о равенстве полов или о том, почему та или иная женщина оставила след в истории. Причем в качестве примеров не обязательно брать знаменитых феминисток, можно любимую бабушку или учительницу!
В “NEA today” есть рубрика, подобная нашей “А вы читали?”, тоже публикуются письма читателей, существует страничка для родителей. Лишь в одном эта газета отличается от “УГ” – они публикуют анекдоты из школьной жизни почти в каждом номере, а не как мы – по праздникам! Вот вам напоследок один из них. Тина Шнейдер, Южная Дакота: “Мои третьеклассники изучают собственные существительные. Я прошу их дать в качестве примера имя реки. Ответ ребенка – Миссис Сиппи”.
Оксана Родионова
По страницам студенческой периодики 1910-х годов
Продолжение. Начало в # 25
При обществе создали “Библиотеку учебников” (книги выдавались “в курилке на верхнем этаже”), отдел ссуд. Для “пополнения бюджета” объединения учащиеся издавали программы по предметам, вели комиссионную продажу книг, устраивали вечера в пользу недостаточных студентов (например, в помещении Купеческого собрания). В качестве “культурной помощи” учащимся издают “Бюллетень Киевского коммерческого института”. Впрочем, с художественной и интеллектуальной жизнью у студентов ККИ и без того дело обстояло неплохо. При вузе работали “Кружок киевлян”, состоявший из секций научной, литературной, драматической (более 60 человек), научной фотографии; студенческий хор, студенческий оркестр и т.д. При землячествах – объединениях студентов одного города, губернии, живших в другом городе, губернии, – устраивали разнообразные, по интересам, кружки. На собраниях читали рефераты, дискутировали. “Студенты-грузины” создали научный кружок с целью исследовать социально-экономическое положение Грузии. Молодые люди планировали, например, провести среди жителей Кутаисского и Шоропанского уездов анкетный опрос на тему “Виноделие и виноградарство в связи с другими экономическими условиями”.
Несмотря на множество сообщений о совместном созидательном труде студентов, не рисовал журнал картин счастливого их здравствования в гармонии друг с другом и своим изданием. Культа собственной личности в “Бюллетене” не наблюдалось. Издатели печатали, к примеру, письмо в редакцию, в котором популярность журнала у студентов “не переоценивается”. “Казалось, “Бюллетень” встретят с сочувствием, будут давать материалы, но о внимательном и доброжелательном отношении товарищей приходится только мечтать. Не хотят вносить лепту в общее дело”, – писал автор, вполне возможно, сотрудник журнала. Несмотря на то, что послание это характер имело явно назидательный, признание недостаточного интереса читателей – факт позитивный. Вообще “Бюллетень” был весьма политически корректным и в общегосударственном, и в строго институтском отношении. Но господства “отдельно взятой” отдельными лицами линии там не было. Вероятно, составители его не были еще знакомы с принципами партийности печати и публиковали разнообразные, временами противоречивые мнения о состоянии дел в ККИ. Давали право высказаться всем. Больше всего спорили о кооперативных начинаниях студентов. В те годы многие считали кооперативную идею, как писал журнал “Вестник студенчества”, “лучом света в темном царстве, пробившимся сквозь темную толщу нависших над русской общественностью туч”.
Ольга ТОКАРЕВА
Комментарии