На базе нашего колледжа создан и работает Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослых по профилю инновационной образовательной программы.
Опыт работы наших преподавателей был представлен в рамках городской экспериментальной площадки Департамента образования «Модульно-компетентностный подход в подготовке будущего специалиста инклюзивного образования на базе колледжа» (научный руководитель ГЭП академик РАО, доктор химических наук, профессор Евгений Ткаченко). По материалам опытно-экспериментальной работы издан сборник «Примерное содержание программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования», в нем даны краткое содержание программ для расширенного контингента потребителей образовательных услуг, в частности в области специального и инклюзивного образования, учебно-тематическое планирование, срок обучения, рассказывается о целях и задачах курсов. Обучение по программе включает в себя как систематическое изучение всего ее содержания, так и занятия-консультации по отдельным подмодулям. Инновационная образовательная программа обеспечивает тесное сотрудничество с работодателями, их участие в анкетировании, согласование созданной учебно-методической документации, совместной разработке перечней профессиональных компетенций.Педагогическая деятельность требует постоянного пополнения знаний и развития профессиональных навыков. Именно эту задачу призваны выполнять курсы повышения квалификации, не только лекции о новых методиках и теориях образования, но и деятельность, в первую очередь ориентированная на практику, помогающая педагогам внедрять инновации в своей профессиональной деятельности. Большим спросом пользовались курсы с практикумом под руководством почетного работника СПО, члена корейского Центра бумажного творчества при поддержке посольства Республики Корея В.Зайцевой «Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (работа с бумагой)». Работа с разнообразной бумагой вооружает слушателей курсов специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для работы с бумагой разных видов и размеров, обеспечивая психологическую и практическую подготовку слушателей к самостоятельной деятельности с дошкольниками. Искусство бумажного творчества создает большие возможности для развития фантазии, бумажные полоски разной длины и ширины при скручивании, свивании, переплетении образуют разнообразные модули, при соединении которых возникают самые неожиданные декоративные элементы, лежащие в основе личных произведений искусства. На курсах по работе с бумагой слушатели знакомятся с историей бумажного промысла, с техникой изготовления эскизов изделий из бумаги, получают практические умения по планированию работы с дошкольниками, составлению эскизов изделий, учатся делать зарисовки, производить простые технологические операции. Создание своего произведения искусства вызывает восторг не только у дошкольника, но и у взрослого. Ознакомление с основами выполнения тех или иных модулей дает возможность получить новые разнообразные формы и композиции, стимулирует для поиска собственного решения. В процессе обучения на курсах, глядя на произведения из бумаги своих коллег, слушатели пополняют свою творческую копилку разнообразием самостоятельных идей.За 2010-2011 учебный год на базе колледжа более 120 человек прошли повышение квалификации по различным практикумам и получили удостоверения (на 72/144 часа). В 2011-2012 учебном году слушатели продолжат обучение на курсах по теме «Развитие практических умений у воспитателя инклюзивного образования в процессе обучения дошкольников конструктивной деятельности», совершенствуя навыки работы с мелкими деталями, тонкой нарезки бумаги, изготовления многоярусных работ и методику работы с дошкольниками, что позволяет им применять полученные знания в проведении мастер-классов в образовательных учреждениях.В период расцвета инклюзивного образования особо остро стоит вопрос о вооружении педагогов знаниями о категориях детей с ограниченными возможностями здоровья, о специфике работы педагога в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. На сегодняшний день существует большое количество специальных учреждений для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в соответствующей помощи со стороны педагогов. Для полноценной работы в этих учреждениях педагог должен владеть знаниями о психологических особенностях детей с различными нарушениями развития, об особенностях их социализации и адаптации. Параллельно со специальными учреждениями начинают развиваться учреждения интегрированного типа для совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с нарушениями развития. Осуществление этого проекта нуждается в компетентных специалистах, знающих особенности психического развития детей с нормальным и аномальным развитием, а также знающих специфику интегрированного обучения и готовых к профессионально агитационной работе.В ходе занятий в колледже мы раскрывали методические и теоретические основы специальной психологии и педагогики, рассматривали все виды психофизических и интеллектуальных нарушений, общие и специфические закономерности психического развития, систему, организацию и методы изучения детей с различными нарушениями, типы нарушений психического развития. Слушатели знакомились с системой профилактических мероприятий, направленных на преодоление нарушений развития и предупреждение отклонений, рассматривали исторические аспекты развития специальной психологии и педагогики, а также изучали законодательные акты, определяющие систему помощи аномальным детям. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей для достижения успехов. Для таких детей необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации педагогами. Этому обучала на своих занятиях преподаватель психологии Е.Ельчанинова. Ее курс «Интерактивные игровые методы и приемы коррекционно-развивающих занятий в работе с детьми дошкольного возраста» объединял два понятия – игру и обучение. Игровая методика обучения – и условие, и средство обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет назад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что никакие знания не следует преподавать детям насильственно: «Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Огромная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает его доступными способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.В современной педагогике широкое распространение получили инновационные формы и методы обучения. Один из них – «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Такой практикум под руководством практического психолога Л.Кузнецовой был направлен на формирование практических навыков использования песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Применение песочной терапии в образовательной практике обладает многими потенциальными возможностями, эта терапия – естественное для человека действие, помогающее разрешать задачи самосознания, самовыражения, снятия напряжения, моделирования «миров», что развивает личность, она активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.В настоящее время в связи с активным развитием информационных процессов в обществе все большее значение приобретает умение использовать современные компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе. Курс «Компьютерная подготовка воспитателей ДОУ» под руководством преподавателя информатики Т.Ровковской был направлен на формирование компьютерной грамотности воспитателей ДОУ, выработки умения использовать вычислительную технику в учебно-воспитательном процессе, которое становится одной из профессиональных компетентностей воспитателя. В процессе изучения курса слушатели овладели такими программами, как Microsoft Office Word, Excel, PowerPoint, Internet, а также развивающими программами, которые можно использовать в работе со старшими дошкольниками, ознакомились с графическим растровым редактором Paint и программой создания фильмов Windows Movie Maker. Применение компьютерных технологий позволяет значительно расширить использование иллюстративного материала, усиливает эмоциональный фон обучения, оказывает значительное влияние на задачи, содержание, методы обучения, а также в целом влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса.Формированию профессиональных информационно-коммуникационных компетенций специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи; знакомству с передовыми технологиями в области логопедии был посвящен практикум «Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушением речи» под руководством дефектолога и преподавателя спецдисциплин В.Кондратьевой. Программа адресована в первую очередь логопедам, дефектологам и психологам, а также воспитателям и родителям, в результате слушатели научились использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка, в том числе имеющего ограниченные возможности здоровья.Татьяна ЗИМНУХОВА, заместитель директора по учебно-методической работе педагогического колледжа №10
Комментарии