Колледж Российского нового университета основан в 2001 году. За минувший период здесь было подготовлено и выпущено более 10 000 студентов, большинство из которых потом продолжили обучение в организациях высшего образования – в том числе, и в РосНОУ. Об этом, а также и о многом другом мы беседуем с директором колледжа, Наилей Фархатовной ХОХЛОВОЙ.

– Директором я работаю с 2016 года, конкретно здесь, в РосНОУ – с 2022 года, – рассказывает она. – Мы готовим специалистов в области юриспруденции, бухгалтерского учета, рекламы, банковского дела, туризма, делопроизводства, коррекционной педагогики, а также ИТ сферы. Практически, все эти направления в дальнейшем плавно переходят на уровень высшего образования.
– Колледж был создан непосредственно под РосНОУ, чтобы готовить будущих абитуриентов для нашего университета?
– В целом – да, но вовсе не обязательно, что выпускники должны поступить именно в РосНОУ. Свой выбор они вправе делать самостоятельно. Кто-то продолжает обучение в нашем университете, кто-то в другом вузе, а кто-то идет работать по специальности, полученной в колледже.
– Каков же все-таки процент тех, кто поступает к нам?
– Не очень большой – примерно 20%. Но многие после колледжа сначала идут работать по специальности, и лишь спустя несколько лет могут решить продолжить обучение в вузе – в том числе, и нашем. А поскольку востребованность специалистов уровня СПО сегодня достаточно высока, они могут либо задержаться, либо и вовсе остаться на своем месте. Может ведь и так получиться, что они решат сменить направление деятельности, и получить новое образование, не связанное вовсе или слабо связанное с предыдущим. Я всегда говорю своим студентам, что если у них есть образование рекламиста, то экономическое или юридическое им уж точно будет только на пользу. Как, впрочем, и айтишное, потому что все это очень взаимосвязано.
– А куда вообще идут выпускники колледжа?
– В различные организации и на предприятия. У нас же со второго курса начинается практика, как правило – оплачиваемая, и если студенты себя хорошо показывают, их обычно берут на заметку и затем принимают уже на постоянную работу, еще до окончания учебы.
– А на первом курсе практики вообще нет?
– Первый год целиком посвящен образовательному процессу, введению в специальность, базовым и общеобразовательным дисциплинам. И только со второго семестра второго курса имеет смысл направить их на производство или в организации. Мы заключаем трехсторонний договор с каждой конкретной компанией, которая обязуется принимать наших студентов на практическую подготовку при этом оговариваются возможные условия оплаты их труда. От нас и от них назначаются люди, ответственные за практикантов, они должны контролировать весь процесс, следить, кто чем занимается, какие проблемы у кого возникают.
– И на весь период практики студенты выключены из образовательного процесса?
– На самом деле, практика – это и есть настоящий образовательный процесс. Но и практики тоже бывают разные – учебная, производственная, по модулям, причем они нередко чередуются: неделя учебной практики, неделя производственной, и пр.
– Как вы организуете обратную связь со студентами в процессе прохождения практики? Ведь, думается, надо принимать оперативные решения по мере возникновения проблем, и чем быстрее, тем лучше.
– Как я уже сказала, и от колледжа, и от работодателя назначаются люди, ответственные за практику и практикантов, один человек на группу. Этот человек обязан постоянно следить за своими воспитанниками, что у них получается, что нет, интересоваться, есть ли какие-то вопросы, помогать их решать. Также каждый студент ведет дневник практики, куда заносит все свои действия и замечания, в финале готовит отчет. И, конечно же, проводится инструктаж, что можно и что нужно делать, а чего делать нельзя. Даже два инструктажа – с обеих сторон. А в итоге, когда практика заканчивается, со стороны работодателей всегда приходит заключение, кто как работал и чего достоин. Обычно всегда отзывы самые благостные.
– Перейдем к делам насущным. Обучение в колледже платное для всех категорий?
– У нас есть некоторое количество бюджетных мест, но в целом все 815 студентов свое обучение оплачивают.
– Много ли тех, кто пользуется банковской услугой «образовательный кредит»?
– Примерно 30 человек.
– Учебные группы какой наполняемости?
– Самое большое – 25 человек.
– Сколько студентов приходится на одного преподавателя?
– В среднем – 17.
– Обучение в одну смену?
– Да, но расписание «плавающее» – кто-то приходит раньше, кто-то позже, обычно бывает по 4-5 пар в день.
– Каков возрастной состав педагогов?
– В этом году пришло много молодежи, причем как из вузов, так и из других колледжей. У большинства это первый год работы, но есть и люди со стажем. Все очень активные, душа радуется! И, что самое приятное, несколько человек пришли на ИТ направление. Там до того работали вузовские преподаватели, опытные, маститые, но у них была своя специфика – выраженный академический характер организации образовательного процесса. То есть студентам было сложно, слишком много теории и мало практики. А ведь у каждого впереди – демонстрационный экзамен, его на одной теории никак не сдашь. Поэтому когда пришли молодые педагоги, ситуация выровнялась, ибо они сами совсем недавно тоже проходили такой экзамен и знают, как к нему готовить. Эти люди умеют и программировать, и работать с нужными программами, и создавать игры – словом, все, чем можно заинтересовать и мотивировать студентов.
Помимо айтишников пришли преподаватели иностранного языка, литературы, а также замечательные педагоги по изобразительному искусству и по технологии рекламного фото и видео. Это особенно важно для рекламистов, тем более что данное направление очень востребованное, в этом году набрали вместо запланированных 50 человек 80, и им нужны высококлассные специалисты-преподаватели.
– Что касается демонстрационного экзамена – оправдала ли себя эта форма итоговой аттестации, как вы считаете?
– Она очень интересная, а главное – полезная, потому что человек наглядно показывает, что он умеет и чем владеет. Возможно, было бы правильнее оставить одну форму ГИА для выпускников СПО. Оставить демонстрационный экзамен, а защиту дипломов отменить. В некоторых профессиях среднего профессионального образования это уже так. Думаю, для СПО вряд ли нужно защищать диплом, это более актуально для вузов.
– А каков контингент учащихся?
– К нам поступают, в основном, после 9 класса, то есть в возрасте 14-15 лет. Есть те, кто пришел после 11 класса, и еще некоторое количество людей, имеющих опыт работы. Как правило, все – девушки, женщины, ребят много только на ИТ.
– Недавно депутаты выдвинули идею, что если выпускник колледжа хочет продолжить обучение в вузе по другой специальности, то он должен сдавать ЕГЭ. Как вы к этому относитесь?
– Поступление в вуз без ЕГЭ – один из важнейших стимулов, который, собственно, и привлекает в систему СПО огромные массы выпускников 9 классов. Конечно же, если депутаты так решат, мы все будем вынуждены подстраиваться под новую реальность. Но ведь надо понимать: в колледже за один год ребята проходят школьный материал 10-11 классов, естественно, в укороченном варианте, и тут их никто специально на ЕГЭ не ориентирует, к тестам не готовит, потому что в колледже ведь основной упор делается на практику, отработку реальных умений и навыков. То есть здесь наши выпускники будут явно проигрывать тем, кто захочет поступать в вуз после школы – если всем им на равных придется сдавать ЕГЭ. И если такой закон примут, количество желающих поступить в колледжи сильно уменьшится. А значит, снизится количество специалистов и рабочих кадров, необходимых стране.
– Но сегодня выпускники колледжей, поступая в вузы, все-таки сдают какие-то экзамены, в соответствии с профилем своей подготовки и профилем вуза. Вы к этим испытаниям ребят готовите?
– Специально – нет, но если студент хорошо учится и добросовестно изучает все, что предполагает образовательная программа, с этим у него обычно не возникает никаких проблем.
– За последние 20 лет в школах, колледжах и вузах все большее и большее внимание уделяется воспитанию. Это часть образовательного процесса как у вас организована?
– У нас очень активные студенты и преподаватели, есть штатная должность заместителя директора по воспитательной работе, есть студенческое самоуправление, есть план мероприятий, разработанный и согласованный со всеми заинтересованными сторонами. Регулярно проходят дни открытых дверей, дни профориентации, различные праздники, тематические недели – например, Неделя банковского дела, когда мы ежедневно приглашаем представителей различных банков, Неделя рекламистов, Неделя работников ИТ отрасли, и пр.
– Критики новых подходов к воспитанию говорят, что сегодня, к сожалению, воспитательная система сводится к событиям. Провели мероприятие – поставили галочку. А как организована непрерывная воспитательная работа, которая должна пронизывать все образовательное пространство, присутствовать на каждом занятии и на каждом шагу, но при этом, желательно, не быть навязчивой и надоедливой?
– Не соглашусь с критиками, потому что мероприятие – тоже очень хорошая форма организации воспитательного процесса. Она включает в себя и планирование, и подготовку, и проведение, и подведение итогов. При этом участники получают целый ряд полезных компетенций – учатся взаимодействовать, распределять обязанности, предлагать свои идеи, отстаивать их, конструктивно критиковать, анализировать ошибки и пр. Важно же не просто провести мероприятие, а как именно его провести. У студентов ведь есть очень много идей и желаний – они хотят то, другое, третье. Но чтобы все это реализовать, надо сделать так, чтобы идеи воплотились в реальные дела, и чтобы каждый понял: если ты что-то предлагаешь, то надо уметь это грамотно презентовать, взять на себя ответственность и выполнить задуманное.
– Некоторые преподаватели считают: мое дело – давать знания в рамках моего предмета, а воспитанием пусть занимается кто-то другой. Как сделать так, чтобы каждый педагог чувствовал себя еще и воспитателем, работая в тесной связке с другими и реализуя общие задачи?
– Если честно, самый хороший стимул – материальный. Делает человек хорошее дело – грех ему за это не доплатить. «Мягкая валюта» (грамоты, дипломы, благодарности, медали и пр.) тоже очень важны и нужны, но все-таки мы живем в мире, где деньги никто не отменял, без них никуда не денешься, поэтому чем лучше ты работаешь, тем больше тебе должны платить. И это касается как обучения, так и воспитания. У нас есть отдельная надбавка за воспитательную деятельность. Мы обратились с просьбой ввести ее к руководству РосНОУ, и оно пошло нам навстречу.
– А как вы понимаете – ведет человек воспитательную работу или нет? Как отслеживаете активность каждого?
– Ну, во-первых, по тем самым пресловутым «мероприятиям», которые всегда можно зафиксировать и понять, насколько качественно оно подготовлено. Во-вторых нетрудно проследить, кто чем занимался в течение месяца – какой куратор с какими группами ходил на экскурсию, какие поездки были организованы. А в-третьих, социальные сети в помощь: мы все присутствуем ВКонтакте, где есть наши сообщества, и я всегда могу понять, кто и чем там занимается, что пишут дети, что пишут родители и преподаватели. Всегда же видно, что из себя представляет куратор – либо он не реагирует на сообщения, либо отвечает быстро и много предлагает, хорошо организует деятельность своих воспитанников. В общем, тут вовсе не так много субъективизма по формуле «нравится – не нравится», здесь все открыто и понятно каждому.
– Много ли человек у вас учатся заочно?
– Нет, порядка 80-90, это обычно те, кто поступает к нам после 11 класса на направлениям Экономика и бухгалтерский учет, Банковское дело.
– Качество от этого страдает?
– Скажем так – здесь очень важна мотивация самого студента. Если он заинтересован получить максимум из того, что ему дают преподаватели в видеолекциях, то это будет ничуть не хуже, чем при очном обучении. Но если его надо постоянно контролировать, следить за тем, чтобы не отвлекался и занимался делом, то тут, сами понимаете, и у студентов-очников могут быть проблемы.
– Наиля Фархатовна, не могу не задать вам один деликатный вопрос. В системе образования, особенно в условиях подушевого финансирования, школа, колледж и вуз бывают не заинтересованы в отчислении даже неуспевающих ребят, ведь с их уходом образовательная организация лишается дополнительного источника денег. Поэтому им стараются «натянуть» оценки и закрыть глаза на плохое отношение к своим обязанностям учащегося. Опять же, если человек платит, он порой считает, что ему все обязаны, ведь он заказчик образовательной услуги, а «клиент всегда прав». Как у вас обстоят дела с этим?
– Не знаю, как в других колледжах, но обычно такое бывает в самом начале, когда образовательная организация только начинает свою работу, и им важно собрать побольше людей. А колледж РосНОУ существует более 20 лет, мы давно пережили эти «болезни начального периода», у нас акцент стабильно делается на качестве. Да, время от времени появляются те, кто пытается именно на этом сделать упор – дескать, мы же платим, почему вы не допускаете моего сына или внука до экзаменов. Приходится им объяснять, что есть правила, и если человек пропускает занятия, получает плохие отметки, то он эти правила нарушает, следовательно, мы вправе его не допустить. Но обычно все спорные моменты, в конце концов, проясняются.
– Полагаю, ставка на качество себя тоже оправдывает?
– Безусловно! В обществе же понимают: если вот в этом колледже дают хорошие знания, позволяющие найти хорошую работу с хорошей зарплатой, значит, сюда можно прийти на обучение самому или отдать своего ребенка. Качественный продукт стоит денег, люди уже давно это поняли. И статус колледжа РосНОУ высок, в первую очередь, благодаря тому образованию, которое здесь получают, и благодаря отзывам тех, кто здесь учился.
Фото предоставлены автором
Комментарии