Визит бельгийской принцессы Матильды в технологический колледж №21, конечно, был событием международного масштаба, которое потрясло всех сотрудников.
Потрясаться было от чего – гостья, принадлежащая к королевской семье, еще и очень образованный человек: любит литературу, современную и классическую музыку и играет на фортепиано, помимо безупречного знания голландского и французского языков, свободно изъясняется на английском и итальянском. Начальное образование принцесса Матильда получила в городе Бастонь, среднее – в Школе Девы Благоверной (Institut de la Vierge Fidele) в Брюсселе. Логопедию она начала изучать в 1991-м, в 1994 году получила диплом с отличием негосударственного института Марии Гапс в Брюсселе. Открыв собственную консультацию в Брюсселе, она практиковала как логопед в течение пяти лет, а одновременно изучала психологию в Лувенском католическом университете, в 2002 году получив его диплом с отличием. Словом, принцесса высококлассный специалист. Скорее всего, поэтому она и решила посетить московский колледж, где пять лет назад был открыт Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с тяжелыми интеллектуальными и психическими нарушениями. Это был первый в России эксперимент в государственном образовательном учреждении, когда начали обучать профессиональным навыкам подростков и молодых людей с подобной группой инвалидности. Эксперимент был начат по инициативе и в сотрудничестве с Региональной благотворительной общественной организацией «Центр лечебной педагогики» в рамках проекта, поддержанного Европейским Союзом по Программе партнерства ЕС и России. Понятно, что такой проект чрезвычайно интересен высокой гостье, ведь, как известно, ее очень волнует судьба незащищенных людей, особенно детей. В декабре 2000 года был создан Фонд принцессы Матильды, чтобы отследить проекты, способные улучшить положение этих людей и ежегодно награждать самый достойный. Кроме того, принцесса взяла под свой патронат несколько ассоциаций, действующих в области помощи незащищенным членам общества. В центре ее интересов находятся вопросы образования и воспитания. В мае 2002 года, как член бельгийской делегации, принцесса Матильда участвовала в работе большой Конференции ООН по правам ребенка. По просьбе ЮНИСЕФ и Бельгийской организации содействия развитию она возглавила гуманитарные акции в Нигере и в Мали, проблематика которых – права ребенка, здравоохранение, самостоятельность женщин, искоренение бедности и добротное управление, согласилась стать посланником ООН на Всемирный год микрокредитования, ознакомилась с существующими проектами в Китае, Мали, Индии, стала спецпредставителем ЮНИСЕФ и ООНСПИД для международной кампании в пользу детей сирот и детей с ВИЧ-инфекцией. Проблемы детей волнуют принцессу и как маму: у нее трое детей: принцесса Елизавета и два принца – Габриель и Эммануэль. И конечно, в технологическом колледже №21 Матильда захотела посмотреть, как же помогают получить профессию тем детям, которые имеют ограниченные возможности здоровья. В соответствии с этим и была составлена программа посещения. Коллектив колледжа испытывал немалое волнение: директор Николай Раздобаров сразу сообщил гостям, что в этом здании учебный процесс начался всего 4 месяца назад. История такова: к 2009 году в колледже обучались 45 учащихся – инвалидов I и II группы. Мастерские были размещены в производственном корпусе колледжа и занимали в общей сложности 450 кв. метров, включая помещения для организации социально-бытовой адаптации обучающихся. На первых порах места хватало всем, но вот постепенно количество желающих обучаться в колледже росло, и стала ощущаться нехватка помещений. К тому же у Николая Дорофеевича появилась идея создать Центр ремесел, где можно было бы организовать и обучение профессиональным навыкам, и социально-трудовую адаптацию молодых людей. Инициатива колледжа была поддержана, весной 2010 года принято решение о передаче колледжу здания на Ивантеевской улице. Это было очень грамотное решение, ведь здание находится прямо у станции метро «Площадь Подбельского» и ребятам очень удобно добираться до колледжа. С 1 сентября 2010 года в колледже обучается 81 человек, сегодня колледж ведет работу по подготовке помещений, чтобы принять еще больше учащихся (уже идет запись, и конкурс на одно место составил три человека). Идет работа и по созданию производственных мастерских с адаптационными рабочими местами для выпускников. Понятно, что проект имеет колоссальную социальную значимость. Наряду с этим с 1 сентября 2010 года в колледже на базе общежития начат еще один проект «Независимое поддерживаемое проживание» для обучающихся Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки в рамках образовательной программы социально-бытовой адаптации. Этот проект реализуется в сотрудничестве с Центром лечебной педагогики и также поддерживается Европейским Союзом. Проект создания модели профессионального обучения и социальной адаптации молодых людей с тяжелыми нарушениями развития признан одним из лучших в рамках Программы партнерства ЕС и России. Осмотр мастерских начался с фрагмента урока в гончарной мастерской. Принцесса Матильда с большим интересом наблюдала за процессом изготовления различных изделий, задавала много вопросов, на которые отвечала мастер производственного обучения Тамара Лаврентьева. Затем гости перешли в столярную мастерскую, где часть урока показал мастер производственного обучения Вячеслав Швайков. Особый интерес принцессы вызвало занятие в художественной мастерской, которое вела мастер производственного обучения Екатерина Рахманова. Дело в том, что уже несколько лет в колледже не только обучают ребят, знающих полиграфические процессы и имеющих навыки работы на полиграфическом производстве. Раздобаров организовал реальное производство продукции, ребята, выполняя конкретные заказ, получают за работу пусть небольшую, но все же зарплату. Конечно, и заказы добывать непросто, и средства на содержание участка даются не просто так, но нужно видеть, с каким энтузиазмом и верой в собственные силы работают эти юные мастера. Последней мастерской была швейно-ткацкая. В одном классе тут стоят станки современного производства, созданные во Франции, но по модели старого – старый, подаренный жительницей одной из российских деревень, стоит тут же, ему двести лет, а выглядит как новенький и находится в работоспособном состоянии. На станках ребята ткут очень модные нынче яркие коврики, управляются быстро, мастерски. Но им и помогает мастер – Марина Пекарская. В другом учебном классе ребята работают на швейных машинках. Умелые швеи могут многое, потом продукцию, изготовленную ими, мы увидели в выставочном зале, где, собственно, и закончился визит принцессы Матильды. Гостья осмотрела выставочный зал и увидела очень много самой разной продукции – от мебели до детской одежды, изготовленной руками учащихся колледжа. Причем это не просто выставочный, но и торговый зал, где жители столицы могут приобрести за невысокую цену самые разнообразные товары. Кто-то купит здесь наборы для кухни (прихваточки, полотенца, салфетки), кто-то постельное белье, а кто-то еще что-то – выбор есть, и широкий. В этом зале были подведены итоги визита. Принцессе все очень понравилось, о чем она и сказала. Принцессе вручили от всей души огромный букет ярко-красных тюльпанов – она тоже очень понравилась колледжу. Могу сказать, что гостья понравилась и журналистам. Обычно нам приходится на подобных мероприятиях трудно: охранники оттесняют прессу с таким напором и азартом, как будто журналисты только и ждут момента, чтобы выкинуть что-то этакое, недозволенное. Да и чиновники не очень высокого ранга чаще всего оберегают себя от прессы с усердием, достойным другого применения. А тут принцесса, но она была так проста, что каждый мог подойти, задать вопрос, сфотографировать и сфотографироваться. Конечно, для того, кому задают вопросы и хотят с ним сфотографироваться, приходится непросто, но, видимо, то, что они не возражают, и означает в их понимании близость к народу. Потрясающая простота, интеллигентность принцессы наводили на мысль, что, возможно, те, кто ведет себя иначе, вовсе не так интеллигентны и воспитанны, как нам того хочется.Кстати, и улицы для проезда принцессы никто не перекрывал, и толпу любопытствующих у ворот колледжа никто не разгонял. Все было по-человечески, наверное, поэтому и любопытствующие вели себя достойно, никто на ворота не напирал, давки не организовывал.Не знаю, с какими чувствами отбыла принцесса Матильда из колледжа, а все мы испытали огромное чувство гордости за то, что у нас есть такие колледжи, которые не стыдно показать будущим королевам.
Комментарии