Ежегодно в честь Дня студента исследователи портала “Табитуриент” и “Социальный навигатор” рассказывают, как студенты оценивают высшее образование в России и представляют список вузов с наибольшим и наименьшим количеством положительных отзывов.
Платформу “Табитуриент” можно назвать справочником, с помощью которого абитуриенты могут подобрать университет по отзывам, которые оставили его студенты. В отличие от обычных отзывов “сливы” на “Табитуриенте” в среднем составляют 1800 знаков, содержат аргументированную и полезную информацию и делятся на три группы (положительный, отрицательный и нейтральный). Все “сливы” в обязательном порядке проходят предварительную проверку. Также посетители сайта могут оценить, насколько они доверяют этой информации.
В этом году зеленую метку получили:
- Государственный университет управления (ГУУ);
- Санкт-Петербургский горный университет (СПГУ);
- Московский государственный институт международных отношений (МГИМО);
- МГМУ им. Сеченова;
- Московский городской педагогический университет (МГПУ);
- МГТУ им. Баумана;
- МГЮА им. Кутафина;
- МФТИ;
- НИЯУ МИФИ;
- Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова;
- РАНХиГС;
- Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина;
- РТУ МИРЭА;
- РХТУ им. Д.И. Менделеева;
- СПБГУ;
- СПбГЭТУ “ЛЭТИ”;
- Финансовый университет при Правительстве РФ.
Красная метка присвоена:
- Дальневосточному федеральному университету (ДВФУ);
- Казанскому федеральному университету (КФУ);
- Российскому государственному социальному университету (РГСУ);
- Российскому университету дружбы народов (РУДН).
Интересно, что в этом списке по-прежнему, уже шестой год подряд, нет МГУ, регулярно входящего в международные рейтинги лучших вузов. Единственный представитель регионов прошлого года – Новосибирский государственный университет – в этом году в список также не попал.
– Хочу подчеркнуть, что мы тут оцениваем не количество докторов наук на квадратный метр, а то, насколько сами студенты довольны услугой, которую они получают. А я считаю всё-таки, что высшее образование – это услуга. И мне кажется, что в любой услуге важно, насколько ей удовлетворен сам клиент. В данном случае – студент, – заявил руководитель проекта “Типичный абитуриент” Владислав Белый.
Он призвал не недооценивать студентов и прислушиваться к их мнению, ведь ребятам действительно важны такие вещи, как: учебный план и преподавательский состав.
Всего в этом году студенты выставили на портале почти 79 тыс. оценок вузам и около 248 тыс. оценок, определяющих правдивость отзывов. Общий анализ отзывов показал, что тенденция, которая наблюдалась на протяжении пяти лет, не исчезла – доля довольных студентов продолжает сокращаться вне зависимости от расположения университета.
Точную причину этого назвать сложно – на мнение студентов одновременно влияют множество факторов. Однако с полной уверенностью можно отметить, что студентов волнует их профессиональный путь, а потому и к вузам они стали относиться требовательнее.
Единственный тип вузов, в котором за минувший год наметился рост довольных студентов, – педагогические.
– Однако, если вы внимательно посмотрите на цифры, этот рост, вероятно, происходит, потому что падать уже некуда. Создается двоякая ситуация. Мы должны вроде похвалить педагогические вузы. Но за что? – Отметил Владислав Белый.
В целом, в педагогических университетах складывается худшая ситуация из всех изучаемых групп. К примеру, разрыв доли довольных студентов с социально-экономическими вузами составляет около 15%. Это серьёзный показатель.
Чтобы понять, что именно не устраивает студентов, было проведено дополнительное анкетирование.
Состояние и оснащение корпусов вузов студенты оценили в 6.67 из 10. Удобство и расположение вуза – 7.9. Это наивысший показатель в российском образовании. Качество образования – 6.16, а качество работы административного аппарата – это наихудший показатель – 5.73.
Интересной оказалась часть опроса, непосредственно связанная с деньгами. Так, средняя стоимость обеда в столовой – 240 рублей. Средние затраты на дорогу составляют – 1170 рублей.
Руководитель проекта “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня” Наталья Тюрина рассказала, что в вузах часто задаются вопросом, должен ли студент работать. Ведь это отвлекает от самой учебы. Но если посчитать расходы студента в месяц, учитывая вышеуказанные результаты и средний размер стипендии за успешную сдачу сессии, получится, что ребята вынуждены работать, чтобы им было на что жить.
– Мы знаем, что Министерство науки и высшего образования в этом году очень много сделало для трудоустройства выпускников. Но если мы остаёмся со стипендиями в этом варианте и с теми затратами, то сложно говорить, что студент сможет спокойно заниматься наукой и учебой, – подчеркнула Наталья Тюрина.
Общежития
Вопрос, который всегда беспокоит студентов, – возможность получить общежитие. Согласно опросу, предоставляют общежитие по запросу в 32% случаев. При этом, у каждого вуза собственная система отбора: учет заслуг на олимпиадах, здоровье, баллы ЕГЭ. Качество самих общежитий студенты оценивают на 6.43 из 10.
Обеспокоенность у отечественных студентов также вызывает увеличение количество студентов зарубежных. Порой из-за прибытия иностранцев мест в общежитиях не хватает нашим студентам.
– К сожалению, вузы в погоне за международным рейтингом вынуждены принимать большее количество иностранных студентов. Из-за этого очень сильно страдают наши отечественные студенты, которые нам пишут, что бывали случаи, когда их выгоняли на улицу, потому что приехали студенты, – рассказал Владислав Белый.
Коррупция
Среди студентов продолжают ходить слухи, что сессию в университете можно закрыть без ночных зубрежек билетов и выполнений многочисленных заданий в погоне за баллами. Поэтому исследователи решили проверить, как обстоят дела с коррупцией в вузах, студенты которых оставляют “сливы” на портале “Табитуриент”.
Отмечается, что ребят спрашивали именно о прямой коррупции, когда нужно заплатить за сдачу зачёта, экзамена или сессии в целом. Покупка дополнительных брошюр и прочих материалов в данном случае не учитывалась.
Итак, никогда не сталкивались с коррупцией чуть более 70% студентов, слышали о коррупции – 17,3% и лично участвовали в коррупции – 12,3%. Наихудшая ситуация в регионах. 17,3% студентов заносили преподавателям деньги за успешную сдачу сессии.
Дистанционное образование
Самой волнующей темой 2020 года, разумеется, стало дистанционное образование. Как же студенты оценивают результаты такого формата обучения?
Согласно результатам исследования, студенты оценили качество образования на 6.16 из 10. И это единственное, что можно сказать точно. Анализировать настроение студентов и итоги дистанта можно будет только в том случае, когда оно окончательно завершится. То есть, когда закончится пандемия.
Владислав Белый отметил, что студентам просто не с чем было сравнивать. Да, в некоторых университетах дистанционное образование применялось и раньше. Но это были локальные случаи, вынужденные. Поэтому, когда всё началось, студенты, преподаватели и администрация были в панике. Сложно было представить, как перенести все занятия в онлайн, ещё и сессию провести в таком же формате.
К тому же, одним их самых волнующих студентов вопросов стала оплата обучения. Должно дистанционное образование стоить так же, как и очное?
Эксперты в этом вопросе во мнения разошлись. Владислав Белый заявил, что стоимость обучения всё же стоило снизить:
– Дистанционное образование было достаточно дешёвой альтернативой образования очного. А тут выясняется, что дистанционное обучение стоит так же, как и очное, и вузы объясняют это тем, что им нужно дополнительное оборудование. Хотя раньше таких вопросов и проблем не возникало.
Наталья Тюрина призвала не быть столь категоричными. В этом вопросе стоит быть аккуратными, а ориентироваться нужно на модель обучения, которую изберет сам университет. Сейчас весь мир демонстрирует две модели: гибридные формы и полностью дистанционные.
К примеру, невозможно на инженерных программах дать качественное образование при обычном просмотре видеолекций или общении через Zoom. Нужны другие способы, а это уже совсем другое технологическое оборудование.
Практика
Всё чаще в отзывах на портале возникает вопрос практики, хотя она всегда была важным элементом обучения. Стоит отметить, что многие абитуриенты выбирают университет с учетом его возможностей в реализации своих студентов. Ребятам важно видеть связь получаемого образования с будущей профессией.
Многие университеты во время приемной кампании демонстрируют договоры с организациями, в которых студенты потом смогут проходить практику, обещают интересные стажировки. Не всегда это соответствует реальности. Бывает, что университеты не в состоянии поддержать своего студента, либо организованная практика значительно отличается от заявленного ранее варианта. Подобная ситуация может возникнуть в любом университете, даже топовом.
В связи с этим Наталья Тюрина обратилась к руководству вузов с просьбой поддержать своих студентов:
– Не каждый молодой человек сможет самостоятельно обзванивать компании и искать себе место прохождения практики. Будьте внимательны к своим обещаниям.
Интересно, что за прошедший год доля отзывов от преподавателей и представителей администрации университетов выросла. Причем 2/3 из них носят негативный характер. И это, разумеется, совершенно иные по характеру и тональности тексты.
– У меня возникает ощущение, что коллеги приходят, чтобы поделиться наболевшим. Возможно, за этим стоит какая-то конфликтная ситуация, возможно ещё какие-то моменты, – отметила руководитель проекта “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня”.
Напомним, что больше всего студенты недовольны отношением к ним администрации университетов. При этом, многие представители этой администрации или преподавателей сами призывают абитуриентов не выбирать их учебное заведение. И это также является показательным явлением, к которому действительно стоит прислушаться.
Авторы сливов также отмечают хорошую работу пиар-службы университетов. Многие ребята говорят, что именно это помогло им принять итоговое решение. Однако студенты также делают оговорку – не всегда эта картинка соответствует действительности. И именно эта разница заставляет студентов разочаровываться.
Ежегодно количество отзывов и тех, кто оценивает правдивость отзывов, с каждым годом растет. Это говорит о доверии и готовности давать обратную связь, которая может стать помощником в развитии высшего образования. Поэтому очень важно, чтобы подобные “Табитуриенту” площадки существовали, а к их мнению прислушивались.
Комментарии