search
main
0

Количество не переходит в качество. Высшая школа

11 октября в Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В.Ломоносова прошло заседание Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации. Участники встречи, в числе которых были представители региональных парламентов и органов управления образованием, а также ректоры вузов и директора школ, обсудили, каким образом сегодня выполняется Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Наиболее яркая дискуссия велась по вопросам качества образования и подготовки молодых специалистов.

Во вступительном слове ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что текущие реформы вызваны необходимостью повышения качества образования, о падении которого так много говорится. В числе причин этого падения ректор назвал необоснованный потребностями рынка труда рост числа высших учебных заведений и их филиалов. Если в Советском Союзе было около 600 исключительно государственных вузов, то сегодня вместе со всеми негосударственными и филиалами их наберется 3,5 тысячи.- Сейчас идет большая работа по инвентаризации высшего образования, – отметил Виктор Садовничий. – Мониторинг деятельности государственных вузов, осуществленный Министерством образования и науки РФ по пяти показателям, выявил 126 учебных заведений с признаками неэффективности. Это 23% от общего числа. Что касается филиалов, то неэффективными признана почти половина.С ректором МГУ согласился председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Он подчеркнул, что бесконтрольный рост числа вузов и соответственно студентов свидетельствует не об увеличении доступности высшего образования, а скорее о падении его качества. На сегодняшний день более 1200 вузов по стране готовят юристов, в то время как в СССР таких учебных заведений было чуть более 50. При этом, по мнению Степашина, лишь малая часть из них готовит грамотных правоведов, остальные выпускают «граждан с дипломами о юридическом образовании».Директор Института социологии РАН Михаил Горшков подчеркнул, что последние десять лет система образования развивалась неадекватно потребностям экономики не только по качеству, но и по структуре подготовки специалистов. Каждый из присутствовавших в рамках своего опыта вносил предложения по исправлению ситуации. Так, например, шла речь о необходимости введения всеобщей общественной аккредитации, которая уже сейчас задействована в ряде вузов, готовящих студентов по юридическим специальностям. По итогам заседания участники выработали ряд рекомендаций, направленных на дальнейшую работу по выполнению указа Президента РФ и совершенствованию системы образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте