Постоянная востребованность учебника делает его производство достаточно прибыльным занятием. Рынок обеспечил разнообразие выпускаемой учебной продукции, в какой-то мере способствуя приходу новых авторов, разработке новых концепций конструирования учебника. За последние 10 лет учебное книгоиздание стало одним из наиболее быстро развивающихся направлений книжной отрасли. Сюда пришли новые энергичные издатели, которые развернули свою деятельность не только по выпуску книг, но и разнообразного учебно-методического материала, обеспечивающего образовательный процесс.
Минобразование и Федеральный экспертный совет активно работают по выпуску учебников и другой учебно-методической литературы с 24 издательствами. Среди них два “кита”. На них приходится по 35 процентов издания учебников для общеобразовательных школ – старейшее в стране издательство “Просвещение” и “Дрофа”, надежно удерживающая свои позиции в этой области более 10 лет.
Издатели в настоящее время в некотором замешательстве: что будет с ними завтра, как обернется для них работа Министерства образования по упорядочению учебного книгоиздания, действительно ли сократится число учебников по предметам?
– Вопрос многоплановый, и дело не только в сокращении вариантов учебников по каждой линии до трех. Это надводная часть, которая на самом деле скрывает целый комплекс очень серьезных проблем, связанных с введением программы модернизации российского образования, – говорит генеральный директор издательства “Просвещение” Александр Кондаков.
Проблему номер один Александр Михайлович видит в том, что учебные издатели на протяжении достаточно длительного времени были выведены за рамки обсуждения ключевых проблем разработки нового содержания образования. Но ситуация, похоже, меняется к лучшему. На последней встрече с министром образования было принято решение о том, что издатели будут принимать непосредственное участие в реализации государственных образовательных стандартов после их принятия.
Вместе с тем издание учебников, решение, какие учебники предложить ученику, – прерогатива государства, считает один из издателей новой генерации, каким является Александр Кондаков.
– Но цифра три настораживает. Считаю, что учебников по предмету может быть и пять, и шесть, и восемь… У нас огромная страна в отличие от небольших стран Западной Европы, и социально-экономические, географические условия, в которых работает учитель, тоже разные, – отметил Кондаков. – В то же время нам было бы очень интересно узнать мнение учителей, например какие учебники математики в 5-6-м классе или по географии в 8-9-м классе они хотели бы использовать. Было бы неплохо просто посчитать, сколько на самом деле реальных комплектов учебников им необходимо.
– То, что один учебник существовать не может, – это понятно, – продолжает мысль главный редактор издательства “Дрофа” Василиса Склярова и затрагивает другой аспект проблемы. Качество учебников и то, как добиться высокого содержательного уровня учебной литературы, – вот что прежде всего волнует этого опытного специалиста, за плечами которого десятилетия работы в учебных издательствах при “социализме” и “капитализме”. Она вспоминает, как в свое время учебники проходили апробацию, как всесторонне и глубоко они анализировались, а потом дорабатывались, прежде чем попасть к ученикам на парту в массовой школе.
– Мы хотим создать новые учебники. И я считаю, что они должны быть апробированными. Издательство должно взять на себя полную ответственность за выпуск учебника. Министерство может помочь, посоветовать, в какие регионы лучше пойти, с кем заключить договоры. Даже на примере четырех-пяти регионов будет видно, как работает новая учебная книга. Здесь надо все тщательно продумывать. Я бы даже платила учителям, которые ведут эксперимент и участвуют в апробации учебников. Плохой учебник издатель в этом случае не сделает, -подчеркнула Василиса Леонтьевна.
С мнением коллеги по принципиальному вопросу – вопросу качества – соглашается генеральный директор издательства “Владос” Владимир Бородин:
– Упорядочение должно быть, только не такое, как это задумано министерством, – считает Владимир Петрович. – Во главу угла должно быть поставлено качество учебника. Отсеивать их надо более жестко, чем сейчас. Еще одним принципом должна стать востребованность учебника. Оставить три по каждому предмету на этом этапе скорее всего будет правильно, но важно, чтобы они были качественные и обеспечивали уровень стандартов образования. В дальнейшем три – маловато. Не последует ли за этим ограничение методов обучения в школе?
Категоричен в своем мнении генеральный директор издательства “АСТ-Пресс” Сергей Деревянко:
– Введение ограничения на количество изданий отбросит страну если не на десять, то на пять лет точно. Масса учебников – это конкуренция между издателями. Ограничение сродни монополии. У автора есть право создать учебник и предложить его школе. Издатель выступает в роли лаборатории, ведь научно-исследовательских институтов, которые бы занимались подготовкой и апробацией учебников, нет. Я считаю, что планы по сокращению содержательных линий учебников – это либо не очень четкое представление того, что нас ждет в дальнейшем при таком подходе, либо желание контролировать этот рынок деятельности. Это все равно что прийти в супермаркет и увидеть там три типа продукта… Я бы хотел высказать такое пожелание министерству – чтобы они побольше опирались на издателей. И еще: пришло время тем людям, которые занимаются политикой, обратить внимание на учебники – это коренной вопрос образования.
“Коренной вопрос” возник не вчера. Но почему-то только сегодня о нем заговорили с болью и каким-то надрывом в голосе. Неужели подтолкнуло к мысли о качестве учебников возможное сокращение их числа, а значит, прибыли?.. Вспомним, как все мы в свое время уповали на рынок: вот придет он в нашу жизнь и отрегулирует механизмы производства и потребления товаров, все упорядочит и в сфере учебной литературы. Зачем, мол, государству вмешиваться в эти процессы? Но, как видим, этого не произошло и вряд ли могло произойти.
Прокомментировать ситуацию в учебном книгоиздании России мы попросили заместителя начальника управления учебного книгоиздательства, библиотек и медиотек Министерства образования Бориса Кузнецова:
– Решение о сокращении федерального перечня не имеет прямого отношения к издателям, потому что так или иначе издательские программы за один день не делаются, они составляются на год вперед и реализуются по самостоятельным издательским планам. Издатели не завязаны так сильно на федеральную политику, поскольку нет централизованного федерального финансирования по закупке учебников. Они сами решают свои вопросы, связываясь с регионами.
Недавно министр образования Владимир Филиппов четко выразил свою позицию по этому вопросу. По нашим законам производство детского питания и лекарств лицензируется, а учебников – нет, сказал он. То есть фактически любой человек может написать учебник, издать его и пролоббировать, чтобы его купила та или иная школа, даже если государство в лице министра не даст разрешения на допуск учебника к школе. Согласитесь, это как минимум странно.
Мы же не уходим от выбора как такового и не возвращаемся к единому учебнику. Домысливать здесь можно все, что угодно. Определенная политика в этом направлении обязательно должна проводиться государством в лице его федеральных структур.
Все в конечном итоге будут определять регионы: что они будут заказывать, то и будет издаваться. Для издательств важно, чтобы их учебники пользовались спросом. Тогда они будут собирать тиражи. Предполагается, что система учебного книгоиздания будет динамичной и связана с реальной востребованностью. На протяжении двух-трех лет будут отрабатываться новые принципы формирования федерального перечня и каталога. Совершенно очевидно, что если и будет ограничение, то не числовое, а смысловое.
Алла ПАВЛОВА
P.S.
…В украинском языке учебник неспроста именуется “пiдручни-ком”. Так народ называет книгу, которая всегда под рукой. Как же сделать так, чтобы учебник, по которому учатся дети России, был именно такой книгой? Чтобы не пылился он на полках и не закрывали бы его с чувством досады и недоумения, обидой на авторов? Чтобы были довольны им и министерство, и издатели, и учителя, и школьники, и родители? В споре, как известно, рождается истина.
Ждем ваших писем.
Комментарии