Тридцать пять лет назад 61-я Генеральная конференция Международной авиационной федерации (ФАИ) в ознаменование первого полета человека в космос – гражданина Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина – решила ежегодно отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики.
XXI век неизбежно станет веком бурного развития космонавтики, а экономический и политический престиж государства в значительной степени будет определяться успехами в этой области.
Будущее отечественной космонавтики в руках наших детей, и сегодня ведется большая работа по приобщению их к знаниям основ и истории космонавтики. Например, Всероссийское молодежное аэрокосмическое общество “Союз” (президент – летчик-космонавт Герой Советского Союза А.А.Серов) ежегодно проводит Всероссийский конкурс “Космос”, в котором участвуют коллективы и отдельные ученики образовательных учреждений всех типов России и стран СНГ. ЮНЕСКО совместно с Центром подготовки космонавтов им.Ю.А.Гагарина устраивают ежегодный Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских и творческих проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды “Созвездие”.
Есть такая интересная программа “Космос юности – юность космосу”, в рамках которой разрабатывают и запускают в космос научно-образовательные микроспутники “Колибри”. При этом школьники знакомятся со всеми этапами создания и запуска спутников, а затем участвуют в приеме и обработке поступающей с них информации. В прошлом году был запущен первый такой спутник. В проекте участвовали ребята физико-технической школы при Институте атомной энергии (г.Обнинск) и двух школ г.Сиднея (Австралия), имеющих пункты приема информации, работающие в радиолюбительском диапазоне длин волн. В дальнейшем планируется построить такие пункты в Калуге, Москве, Королеве, Тарусе и Краснознаменске.
Приведенные примеры – лишь часть многообразной работы по приобщению детей и юношества к космонавтике, ведущейся во всех регионах нашей страны. Обсуждению этой проблемы была посвящена встреча за “круглым столом”, состоявшаяся в Центральном Доме авиации и космонавтики. В ней приняли участие представители ведущих общественных, конструкторских, научных и учебных организаций космической отрасли, преподаватели и школьники Москвы и Подмосковья.
Участники “круглого стола” выразили обеспокоенность положением дел с формированием нового поколения специалистов в области космонавтики. Сегодня во многих ведущих организациях ракетно-космической отрасли средний возраст специалистов перевалил за 55 лет. Значительная часть молодых людей не имеют элементарных знаний основ и истории космонавтики. Специальности ракетно-космического профиля не пользуются популярностью среди абитуриентов. Работа, которая ведется в стране по вовлечению молодежи в эту область деятельности, опирается лишь на бескорыстный труд ветеранов, работников космической отрасли, сотрудников домов творчества детей, энтузиастов вузов и школ. Между тем за рубежом придается важное значение освоению основ космонавтики молодежью. Так, в США определенный процент от стоимости каждого космического проекта отчисляется в фонд образования молодежи, а во Франции основы космонавтики изучаются в общеобразовательной школе. Каждый из тысячи австралийских школьников, участвовавших в проекте по запуску микроспутника, имел персональный компьютер…
Участники “круглого стола” обратились к министру образования России Владимиру Филиппову с просьбой рассмотреть вопрос о включении курса “Основы космонавтики” в государственный стандарт общего среднего образования. Это будет не только способствовать решению проблемы подготовки кадров для этой отрасли, появлению новых Циолковских, Королевых, Келдышей, но и явится мощным средством патриотического воспитания, необходимым условием формирования образованного человека нового поколения. Специалисты готовы разработать проект программы курса и представить его на экспертизу Минобразования, а также принять участие в конкурсе на создание учебника “Основы космонавтики”.
Леонтий МАТИЯСЕВИЧ,
ст. научный сотрудник Центрального Дома авиации и космонавтики, кандидат технических наук
Комментарии