Цель: познакомить учеников с картиной великого русского художника Василия Перова «Тройка». Обратить внимание на ее выразительные особенности.
Программа Б.М.Неменского.
Задачи
1. Продолжить формировать навык определения средств художественной выразительности.
2. Развивать творческое мышление и способность оценивать данное произведение.
3. Воспитывать чувство сострадания к героям художественного произведения.
Оборудование: для учащихся – кисти, гуашь, листы ватмана; для учителя – фотоаппарат, компьютер, экран.
Ход урока
Учитель: Ребята вам знакомо слово «сопереживание»?
Ответы детей.
Учитель: Что вы вкладываете в это понятие?
Учитель: На экране вы видите картину Василия Перова, а я вам прочитаю стихотворение Николая Некрасова «Плач детей» (фоном звучит музыка «Токката и фуга ре-минор» И.С.Баха).
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих
людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
«В золотую пору малолетства
Все живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим – вертим – вертим!
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, все кругом идет:
Красный нос безжалостной
старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки, –
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
– Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать! –
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит – гудит – гудит!
Где уж нам, измученным
в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы – спать.
Нам домой скорей бы
воротиться, –
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…»
Учитель: Что вы почувствовали, слушая стихотворение, музыку и смотря на эту картину?
Учитель: Ребята, а я почувствовал горе и отчаяние в детских словах. А как бы вы назвали эту картину?
Учитель: Художник Перов назвал эту картину «Тройка». Как вы думаете, почему?
Учитель: С большим художественным мастерством переданы в картине страдания и муки детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается из сил девочка лет девяти в изношенном ватном пальтишке. Из-под полы, отброшенной встречным ветром, виднеется легкое ситцевое платье. На голове старый, ветхий платок. Волосы растрепаны и откинуты порывом ветра назад. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик со страдальческим лицом. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: он задыхается, открыл рот. Жалкая, с чужого плеча одежонка не греет исхудавшее тело. Средний мальчик – постарше; его рваный зипун и старенький картуз совсем не греют, не добавляет тепла и платок на шее, концы которого треплет ветер. Этот подросток немного посильнее остальных. Но на лице уже усталость и страдание.
Эти дети отданы в ученики мастеровому, который не столько учит их ремеслу, сколько заставляет выполнять самую тяжелую работу по хозяйству.
Лишь крошечная доля радости досталась им – это Жучка, бегущая впереди «тройки». Жучка, единственный друг детей, всегда готова защитить их.
Жалко таких ребятишек, правда? А ведь важно не только пожалеть, посочувствовать, сопереживать этим обделенным детям. Важно им помочь. Очень часто наша помощь нужна окружающим нас людям, а мы не замечаем этого. Достаточно просто оглянуться вокруг – может, я могу помочь?
Я всем предлагаю встать в круг. Представьте себе, что самолет, на котором мы летим, потерял управление и через несколько минут произойдет катастрофа. Но у вас есть шанс спастись. Вам будут выданы парашюты. (Учитель раскладывает листы бумаги в центре круга.) Одна беда: парашютов не хватает на всех пассажиров. По моему сигналу (хлопку) вы должны взять парашюты. Те, кто взял парашюты, выходят через «люк» (два стула) и садятся на свои места. А теперь прошу всех высказаться, почему вы взяли парашют? Те, кому их не хватило, объясните, почему парашюты должны были достаться именно вам.
Учитель: Сейчас мы с вами создадим рисунки в группах, эта работа коллективная, и вы будете работать вместе. Сюжет найдите и продумайте самостоятельно. Подумайте: кто страдает вместе с вами? Чью боль вы слышите? Как выразить это в рисунке, чтобы и зритель понял и почувствовал сострадание?
Ребята, теперь представьте свои коллективные работы. Как бы вы их назвали?
Учитель фотографирует детские работы и вставляет их в презентацию Power Point .
На экране картина В.Перова «Тройка» и три творческие работы.
Учитель: Что общего в ваших работах и картине художника Перова?
Учитель: Посмотрите, ребята, как много нам с вами могут сказать картина, стихотворение, музыка! Произведения искусства могут нас волновать, не оставлять равнодушными лишь при условии, что мы их понимаем, сопереживаем вместе с автором.
Учитель подводит итог урока, дает качественную оценку детской деятельности, хвалит коллективные работы детей и читает стихотворение Расула Гамзатова.
Ты счастлив тем,
что многие года
Живешь спокойно с
бурями не споря,
Друзей не знаешь,
то есть никогда
Ни с кем не делишь
радости и горя.
Но если даже прожил
ты сто лет,
И голова, как мудрость,
поседела,
Тебе при людях
говорю я смело,
Что не родился
ты еще на свет.
Евгений СИМАКОВ, учитель изобразительного искусства средней школы №6 города Амурска, победитель XI конкурса «Сто друзей», Хабаровский край
Комментарии