Авторская программа «У древних стен, у Ильмень-озера».
Цели занятияКогнитивная область:- ознакомить школьников с Великим Новгородом;- показать достопримечательности города;- освоить правила новгородских детских игр.Аффективная область:- способствовать созданию развивающей речевой среды на основе диалоговых ситуаций;- формировать систему ценностей современного школьника.Психомоторная область:- развивать эстетическое отношение к культурным ценностям;- развивать речь;- расширять словарный запас.Креативная область: создать свой оберег (куклу-колокольчик). Ход урока1. Организация начала занятия Цель: настроить учащихся на работу, создать эмоционально комфортную обстановку.Столица северных земель,Великий Новгород, ты славился в веках!Мы любим город свой с кремлевскою стеной,С красавицей Софией золотой!2. Актуализация начальных условий Учитель: Кто из вас, ребята, был на экскурсии по Великому Новгороду? Поднимите руки.А для кого малой родиной, местом, где он живет, учится, является Великий Новгород? (Ответы учеников.) Всех живущих в нашем городе как величают? (Новгородцы.)3. Создание проблемной ситуации. Формулировка учащимися темы занятия Учитель: Как вы думаете, о чем и о ком пойдет сегодня разговор? (О Новгороде и новгородцах.)Демонстрируется отрывок из фильма о Великом Новгороде.4. Постановка учебных задач Учитель: Итак, мы с вами обозначили тему сегодняшнего занятия: «Новгород и новгородцы». Новгород – это город, повидавший на своем веку много и не потерявший своего лица. Город просвещенный, культурный, красивый во все века. Сколько же ему сегодня лет? (1150 лет.) Знать о нем все невозможно, но уважаемый всеми ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что если даже ты на один день решил переселиться в другую страну, ты должен знать о ней много, чтобы уважали тебя и ты уважал себя.Сегодня мы пройдемся по древнему Великому Новгороду. Кто-то вспомнит уже знакомое, а кто-то узнает нечто новое о древнем городе.Закройте свои глазки и постарайтесь представить… Звенят гусли былинного Садко. (Демонстрируется отрывок из хроники – президент В.В.Путин в гостях у руководителя Новгородского центра музыкальных древностей В.И.Поветкина. Звучат новгородские гусли.)А вот в торговых рядах слышится звон монет в руках купцов новгородских. Мы в Великом Новгороде. А почему Великий? Кто ответит? (Территория даже по тем временам была велика – 200 га.) Новгород – это Новый город. Почему его так назвали? А где же Старый? Это уникальный город. А не задавались ли вы вопросом, почему город, а не град? (Если заглянуть в «Толковый словарь» С.И.Ожегова, то мы прочитаем следующее: «Город – населенный пункт, где было укрепление, или детинец иначе. Град – населенный пункт, где была только крепостная стена».)Взгляните на карту древнего Великого Новгорода. (Учитель раздает карты.) Улиц нет. А есть концы – поселения людей на определенной территории города. Какие концы вы видите? (Плотницкий, Загородский, Людин и т. д.) Давайте подумаем, почему они так назывались. (Идет работа с лексическим значением слова.)Вы не забыли, что мы в древнем Новгороде? Итак, отправляемся гулять.В Плотницком конце уж очень много ребятишек на улице. Они играют. В какие игры? Назовите известные вам народные игры. Присоединимся к одной из компаний и поиграем в новгородскую игру «Колечино-малечино». (Веретено ставят на указательный палец. Кто дольше его продержит? Все, стоящие рядом, считают: «Колечино-малечино, сколько часов до вечера? Раз, два, три, четыре…» Победителю вручается сувенир.)А в Детинец, Кремль, дети старост и священнослужителей ходили в школу. Первая школа была открыта Ярославом Мудрым в Великом Новгороде.Простые слова произносят и записывают ученики, а вот нам они понятны?Во время битвы, боя ЖИВОТ 1. Набивали едой. 2. Отращивали. 3. Могли потерять. (Живот – жизнь.)Все ли могут писать ДЕСНИЦЕЙ? (Это правая рука.)Сколько у человека РАМЕН? 2, 25, 40? (Два. Это плечи.)ВАСИЛИСК – это сын Василия, цветок или нечистая сила? (Нечистая сила.)Где вы встречались с БУКИ? В лесу, в книге, на карте? (Буки – это буква.)Смотрите, смотрите, а в Людином конце собираются на посиделки. Ах, какие они все красивые, парни и девицы! Взгляните на новгородские наряды. (Сарафан, навершник, перевязка, пояс, косоворотка – учитель поясняет, в чем особенность новгородского костюма. Дети примеряют костюмы и остаются в них на время занятия.)Собравшись на посиделки, говорили, пели, играли. И мы с вами сыграем в игру «ЧИЖ». (В центре хоровода стоит водящий. Он ищет себе пару, хоровод двигается и поет: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж. Кив-кив, не кивай, себе пару выбирай». Водящий выбирает пару, затем все в хороводе выбирают себе пару, но не рядом стоящего. Кто остался один, тот новый ЧИЖ.)Почему игры шли в хороводе? (Это круг, а круг – это солнце.) Для новгородцев бог солнца Ярило давал жизнь. Круг – это движение, жизнь!Завершается день в древнем Новгороде. На Ярославовом дворище заканчивают свою торговлю купцы. Мы слышим их подсчеты. О чем же они говорят?- У меня остался пуд соли. Сколько это? (16 кг 380 гр.)- За день продал пять аршинов ткани. Сколько это? (1 аршин – 71 см. Значит, 35,5 м.)- Смотрите-ка, в кармане-то у меня алтын, пятак, гривенник. (Алтын – 3 копейки, пятак – 5 копеек, гривенник – 10 копеек.) Сколько же у меня в кармане? (18 копеек.)А из Загородского конца слышится музыка. Попробуем и мы сыграть на ложках, трещотках, погремушках. (Создаем шумовой оркестр.)А там, где музыка, там и танцы. Чаще танцевали девушки, а юноши выбирали себе красавицу-невесту. Итак, попробуем потанцевать и мы. (Учитель показывает и пробует делать вместе с желающими девочками танцевальные притопы.)А теперь давайте споем новгородские частушки. (К уроку подобраны частушки из сборника «Новгородские частушки».)5. Создание и предъявление творческого продукта Учитель: На посиделках, бывало, что-то создавали своими руками. Чаще это были обереги, их дарили своим избранникам. Попробуем и мы сотворить для себя оберег – КУКЛУ-КОЛОКОЛЬЧИК. Это оберег от плохих новостей, вестник радости и удачи. (Алгоритм работы по изготовлению оберега учитель раздает детям. Материал для работы ученики принесли с собой. Изготовляем оберег.)День отошел: парни пошли девушек провожать, взрослые пошли вечерять. Многие садятся за КРАСНЫЕ блинцы. Новгородцы готовили красные блины, они имели свой рецепт: заваривали горячим крутым кипятком. Рецепт вы получите в качестве подарка, и дома попробуйте приготовить красные новгородские блинцы.Пора нам возвращаться в современный Великий Новгород. Приглашаю вас на экскурсию по городу. Посмотрите, каким видят Великий Новгород создатели данного фильма. (Демонстрация фильма о современном Великом Новгороде.)6. Подведение итогов Учитель: Итак, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Появилось ли у вас желание еще раз посетить наш древний город? Спасибо за вашу работу.Живи и процветай в веках,Великий Новгород, священная земля!Маргарита ЛИХАЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода
Комментарии