search
main
0

Колдоговор – не роскошь, а осознанная необходимость

В феврале Воронежский областной комитет Профсоюза работников народного образования и науки провел два больших мероприятия: пятый пленум обкома и семинар председателей районных профсоюзных организаций, на который съехались активисты из 32 сельских районов области. Семинар получился интересным, а главное, очень полезным. Председатели райкомов обсудили проект Концепции реформирования системы оплаты труда бюджетников, более подробно ознакомились с особенностями нового Трудового кодекса, снова обратились к коллективному договору, рассмотрев его как средство предоставления дополнительных социально-экономических гарантий учителям. Это было тем более актуально, что в повестке дня пятого пленума обкома профсоюза главный вопрос обозначался так: “О ходе выполнения Отраслевого тарифного соглашения на 2001-2003 годы”. Разумеется, много говорилось и о социальном партнерстве.

После пленума и семинарской учебы профактива я попросила председателя Воронежского обкома Тамару Бирюкову более подробно рассказать о том, как сегодня складываются отношения между учителями, профсоюзом и местной властью.
– Тамара Андреевна, есть ли уже какие-то результаты социального партнерства, насколько велика его роль в отношениях работника и работодателя?
– В мае 2001 года управлением образования администрации области и нашим обкомом было подписано Соглашение на 2001-2003 годы. Этот документ – итог долгого переговорного процесса и неоднократной корректировки его проекта. Сейчас с удовлетворением могу отметить, что работа по развитию социального партнерства осуществляется в тесном сотрудничестве с Главным управлением образования и конкретно с его руководителем Яковом Евсеевичем Львовичем. Идет конструктивный диалог по решению ряда вопросов. Например, в процессе реализации областного соглашения принимались меры по подготовке учреждений образования к началу учебного года, созданию условий для учебного процесса.
Областным соглашением было рекомендовано органам управления образованием устанавливать надбавки к ставкам и производить выплаты единовременных пособий на обзаведение хозяйством. Цель – стимулирование труда педагогов из числа выпускников высших и средних учебных заведений. Эти рекомендации нашли отражение во многих районных соглашениях. В Бобровском, Богучарском, Бутурлиновском, Нижнедевицком, Новохоперском, Ольховатском, Панинском, Репьевском, Россошанском и Терновском районах молодым специалистам в 2001-2002 годах были выплачены “подъемные” в размере шести должностных окладов. В Каширском районе – по четыре оклада, в Калачеевском в 2001 году – по 500 рублей, а в 2002-м – по одной тысяче.
С принятием нового Трудового кодекса появилась возможность реально довести механизм социального партнерства до каждого образовательного учреждения и предусмотреть в территориальных соглашениях и коллективных договорах более широкий круг вопросов по социальной защите работников отрасли.
Так, между администрацией города Воронежа и обкомом профсоюза в рамках областного Соглашения достигнута договоренность по следующим позициям: фонд оплаты труда для работников образовательных учреждений формируется из ставок ЕТС и ассигнований на установление надбавок и доплат в размере 25 процентов. Второе: зарплата в учреждениях образования выплачивается 7-го и 22-го числа каждого месяца. Третье: в случае задержки зарплаты на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. При этом за ним сохраняется средняя заработная плата. Четвертое: производить доплаты молодым специалистам в размере 50 процентов к ставкам в первые три года работы из средств надтарифного фонда. И пятое: сэкономленные деньги по фонду оплаты труда в соответствии с колдоговором направляются на выплату премий, доплат, надбавок и оказание материальной помощи.
В соглашении также установлены доплаты: за сверхнормативное количество детей в классах и группах, за замещение отсутствующих работников. Учителям, награжденным значком “Почетный работник образования”, – 20 процентов от должностного оклада, женщинам, работающим в образовательных учреждениях, где по условиям труда рабочий день разделен на части более двух часов, – в размере 30 процентов от должностного оклада. Председателям первичных профсоюзных организаций учреждений образования устанавливается доплата в размере 20 процентов от ставки.
Кроме этого, администрациям учреждений образования рекомендовано включать в коллективные договоры условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков сроком не менее трех дней: например, при вступлении в брак или в случае смерти близких родственников.
В большинстве районов области введены доплаты за вредные условия труда от 8 до 12 процентов учителям химии, лаборантам, поварам, подсобным рабочим кухни, кочегарам и другим категориям работников. В Верхнехавском, Россошанском, шести районах города Воронежа и других установлены доплаты педагогическим работникам, награжденным орденами, медалями и ведомственными знаками – от 10 до 50 процентов.
– Другими словами, это довольно большой блок вопросов, которые удается решить с помощью договоров и соглашений. Есть ли случаи, когда проблема обозначена, но не решается?
– Да, и над этим надо работать. Например, в большинстве районных соглашений и в коллективных договорах конкретно не прописан процесс предоставления отпуска педработникам сроком до одного года. Не случайно заостряю этот вопрос, так как в обком профсоюза поступает много жалоб по этому поводу. Обком на места отправил документ, разработанный Министерством образования для подведомственных ему учреждений, о порядке предоставления отпуска сроком до одного года. Почему бы каждому районному отделу образования или учреждению не разработать свой документ в соответствии с министерским? И сделать его приложением к тарифному соглашению или коллективному договору. А то получается просто механическое перенесение соответствующей статьи из Закона “Об образовании” в коллективный договор: “Предоставлять педагогическим работникам не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы длительный отпуск сроком до одного года в порядке и на условиях, определяемых учредителем и Уставом учреждения”. Такой пункт в коллективном договоре никого и ни к чему не обязывает! В Уставе положение не заложено, учредителем не разработано, приказа по роно нет, и директор школы отказывается его выполнять. И тут начинаются звонки в обком: “Рассудите нас!”. А на самом деле надо хорошо подумать и проработать этот вопрос на местах.
Много жалоб возникает по ненормированному рабочему дню: в статьях 101 и 119 Трудового кодекса предусмотрено, что для бюджетников порядок и условия предоставления дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливается органом, финансирующим данное учреждение. К сожалению, списки таких учреждений не разработаны.
Много вопросов снимает такой локальный акт, как Правила внутреннего трудового распорядка. Они должны быть обязательным приложением к коллективному договору, а их порой и в школе не найдешь, не только в коллективном договоре. Графики сменности тоже, как правило, являются приложением к коллективному договору и доводятся до работников не позднее, чем за один месяц.
Сроки выплаты заработной платы тоже должны быть оговорены. В статье 136 Трудового кодекса говорится о том, что зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Сегодня точная дата выплаты заработной платы играет большую роль в случае приостановки работы из-за долгов учителям.
Еще пример: предоставление одного дополнительного выходного дня для женщины, работающей в сельской местности, и предоставление женщине, имеющей двух и более детей в возрасте до 14 лет, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы в удобное для нее время продолжительностью до 14 дней. Это гарантируется статьями 262 и 263 ТК РФ. Если это не будет записано в коллективном договоре, мы лишим женщин этих льгот.
Характерно, что эти моменты не требуют особых финансовых затрат, необходимо обоюдное согласие руководителя и профсоюза, их ответственное отношение к человеку, к защите его социально-трудовых прав через коллективные договоры и соглашения.
– Тамара Андреевна, в Профсоюзе работников образования и науки много преподавателей вузов и студентов. Как действуют коллективные договоры в высших учебных заведениях?
– Анализ коллективных договоров показал, что в последние два года ежемесячно в полном объеме работникам выплачивается зарплата, а профессорско-преподавательскому составу еще и денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию. Во всех вузах обязательным приложением к колдоговору стало соглашение по охране труда. А это значит, что администрация и профкомы вузов принимают максимум усилий для создания нормальных условий труда. Так, за счет внебюджетных средств в Воронежском педуниверситете в 2001 году проведен ремонт зданий и общежитий на сумму 1 миллион 600 тысяч рублей, на полтора миллиона приобретено оборудования, 595 тысяч рублей израсходовано на коммунальные услуги. В техническом университете 3 миллиона 400 тысяч израсходовано на капремонт, на 200 тысяч рублей закуплен мягкий инвентарь, а еще 250 тысяч выделено на ремонт и обслуживание оздоровительного лагеря. В технологической академии на три с лишним миллиона рублей закуплено нового оборудования, а в лесотехнической установлены надбавки в размере 30 процентов от должностного оклада учебно-вспомогательному персоналу кафедр и административно-хозяйственному персоналу, который постоянно работает в подвальных помещениях.
В ряде вузов созданы фонды материального поощрения и социальной защиты работников. Положением об оплате труда предусмотрены доплаты и надбавки за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей, за стаж, за ненормированный рабочий день, за кураторство на первых курсах и так далее.
Очень много делается и для социальной защиты студентов. Администрация области ежегодно выделяет средства на отдых и оздоровление ребят, а также на содержание материальной базы спортивно-оздоровительных лагерей вузов. В 2002 году на эти цели израсходовано около двух миллионов рублей. На подготовку студенческих общежитий к зиме из облбюджета выделен один миллион рублей, а в этом году запланировано в два раза больше. В 2001-2002 годах учреждены 78 губернаторских стипендий для талантливых аспирантов и студентов.
Студенческой поликлинике, обслуживающей на сегодня 23 тысячи ребят, катастрофически не хватало площадей. И наконец в прошлом году, при активном давлении профсоюза и Совета ректоров воронежских вузов администрация города выделила дополнительное помещение. По сути, общая площадь поликлиники увеличилась в два раза!
– Давайте снова вернемся к школе. В отличие от преподавателей вузов, которые получают свои “методические” в срок, учителям в этом смысле не везет. Долги растут, так же как и за коммунальные услуги. Как тарифное соглашение помогает в решении этих вопросов?
– Председатели трех обкомов профсоюзов – образования, культуры и науки – обратились к губернатору Воронежской области с просьбой содействовать в предоставлении коммунальных льгот бюджетникам. Эти проблемы не решаются уже в течение нескольких лет. В области есть районы, где коммунальные не платят с 93-94-го годов, а “методические” – с 98-го года. Мы подготовили образец искового заявления в суд по взысканию этих долгов и распространили его по районам. Трудность в том, что все эти заявления надо подавать в индивидуальном порядке, а у нас не все учителя готовы отстаивать свои права, тратить на это силы, нервы и время. Однако у тех, кто за это берется, результат иногда превосходит ожидания. Так, по решению суда Новоусманского района в пользу учителя одной из школ задолженность по коммунальным услугам взыскана с учетом индексации в сумме 22 тысячи 629 рублей. Согласитесь, это немало.
Еще одна “болевая точка” по реализации отраслевого соглашения – это надтарифный фонд. Если в городе Воронеже добились его увеличения до 25 процентов, то в сельских районах не все так благополучно. Есть районы, где надтарифный фонд составляет от 7 до 15 процентов. Но мы не теряем надежды на успешное решение этого вопроса.
– Наверняка вы не раз обсуждали с профактивом новый Трудовой кодекс?
– Начиная с февраля 2002 года, сразу после вступления в действие ТК, с профактивом и школьными директорами проведен 21 семинар по применению нового кодекса. Семь из них проходили с выездом в районы области – в Терновский, Бобровский, Панинский и другие. Консультации по вопросам нормирования труда, заработной платы, правомерности взысканий, заключения трудовых договоров и другим получили более 1250 человек. Рассмотрено 18 заявлений по вопросам нарушения трудовых прав работников. Отменены шесть приказов о незаконном наложении дисциплинарных взысканий, 11 трудовых договоров, заключенных с нарушением законодательства.
Новый Трудовой кодекс делает объективно необходимым дальнейшее развитие социального партнерства на всех уровнях. Я уже говорила о конструктивной работе обкома профсоюза с главным управлением образования. Разумеется, бывают у нас разногласия, но мы понимаем, что делить нам нечего. Потому что вместе мы выполняем одно общее дело – заботимся об улучшении жизненного уровня работников отрасли.

Татьяна МАСЛИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте