search
main
0

Кольцо добрых правил

Как провести встречу с родителями первоклассников

Начинается новый учебный год. В первый раз в первый класс пришли новые ученики. Их ожидают первая учительница, первое рабочее место, первые в их жизни одноклассники. А самое главное – у ребенка появляется новый социальный статус – он с этого дня становится школьником. Он вступает в прямом смысле в новую для себя жизнь. А что же мамы и папы? Они конечно, рады, что ребенок пошел в школу, и еще неделю-другую будут жить эмоциями первого сентября, а потом их все-таки засосет текучка рабочих дел, заест семейный быт, и от праздника останутся одни воспоминания. На смену придет новая непростая обязанность – помогать ребенку учиться.

Может случиться и такое, что первоклассника оставят один на один с его непонятками школьной жизни: с первыми неудачами, неуспехами, конфликтами. И если учесть, что ребенок воспринимает мир в десятки раз острее и больнее, чем взрослые, то нетрудно догадаться, какую судьбу тогда уготовят ему родители. Увы, далеко не каждые отец и мать до конца осознают, что они теперь не просто родители, а родители школьника, и если с первых шагов в новую жизнь не помочь ребенку, не поддержать его, ему придется очень трудно.

Предлагаем сценарий встречи с родителями первоклассников, которая поможет взрослым осознать, что меняется не только жизнь ребенка, но и жизнь семьи в целом.

Важна праздничная атмосфера

Скажите мамам и папам о том, что так как у них сегодня необычный день, то он и пройти должен необычно. И нашу первую школьную встречу вы начинаете с блицопроса (учитель задает вопрос, а родители должны выбрать один ответ из трех: «да», «нет», «не знаю»).

Итак: «Вы любите своего ребенка?» (В быстром темпе подойти к 5-8 родителям поочередно.) Ясно, что ответ будет положительным. Скажите обязательно родителям о том, что другого ответа на этот вопрос вы и не ожидали.

А теперь предложите другой вопрос. Считается, что ребенка готовят к школе детский сад, семья. «А вы готовы быть родителями школьника?» («Да», «нет», «не знаю».) Опросите всех.

После этого поделите присутствующих на группы (по рядам, по расчету, по цветным жетончикам и т. д.). Для легкости в работе присвойте каждой микрогруппе порядковый номер, а теперь проведите ряд конкурсов и заданий.

Аукцион «Ранец первоклассника»

Аукцион – это небольшая разминка. Но соблюдайте атрибуты данного приема. Вместо молотка хоть железную тарелку с ложкой, но имейте под рукой. Микрогруппы поочередно (вначале, пока нет затруднений) называют содержимое ранца первоклассника. Тех, кто затрудняется с ответом, пропускайте. Побеждает последний, но при условии, что названный предмет действительно должен быть в ранце. Похвалите всех, но микрогруппу-победительницу отметьте солнышком, жетоном, тульским пряником…

Скажите родителям, что для успешной учебы школьнику нужно не просто хорошо читать, но и любить читать книги.

Задание микрогруппе: составить рецепт воспитания любви к чтению книг. Рецепт создается по кулинарному принципу: при приготовлении кушанья мы включаем в него целый ряд ингредиентов с соблюдением последовательности их вложения в блюдо, так и с воспитанием любви к чтению.

Выслушайте всех, соберите рецепты, похвалите каждую микрогруппу. При необходимости прокомментируйте написанное родителями.

Очень важно с первых учебных дней грамотно и с любовью выстроить жизнь семьи, взаимоотношения родителей и ребенка-школьника. Предложите родителям описать, к примеру, двадцать первый день первоклассника. При этом посоветуйте им использовать глаголы в сочетании с наречиями. (Почему 21‑й? Психологи считают, что для воспитания в себе новой привычки человеку нужен именно такой срок, если не выдержал, начинай новый отсчет.)

Пусть каждая микрогруппа обсудит мнение каждого. Спросите аудиторию, что особенно понравилось в услышанном.

Новая жизнь – новые задачи

Раздайте каждой микрогруппе тесты с педагогическими задачками. (Дайте время на обдумывание и решение. Затем группы поочередно читают задачи и говорят свое решение.) Похвалите каждое решение, обязательно сделайте свое добавление.

Примерный перечень задач:
Ребенка вечером невозможно вовремя уложить спать.
Утром ребенка трудно поднять в школу.
Первоклассник не хочет собирать ранец.
Ребенка невозможно оторвать от компьютера.
Любит смотреть «злые», агрессивные мультики.
Нет усидчивости, одно задание, и на то не хватает терпения.

Все мы любим добрые слова в свой адрес. А школьнику это сейчас особенно важно и нужно. Запускаем кольцо добрых слов в адрес нашего первоклассника (здесь можно работать со всей аудиторией). Учимся хвалить, поддерживать малыша в новой роли за каждое маленькое достижение, учимся гордиться успехами ребенка, верить в него, доверять ему – это основа самоуважения и успешности человека, его чувства собственного достоинства.

Новая жизнь семьи – новая семейная традиция. А почему бы нет? Например, семейный праздник – день школьника. Микрогруппы работают по опорной схеме:
Зачем нужна традиция в семье?

Как часто этот день повторяется в семье?

Что происходит в этот день в семье?

Обсуждение проводите с аудиторией по схеме. Сначала проговариваются аспекты первого вопроса – поочередно всеми микрогруппами, затем второго, третьего. Дайте свой комментарий. Выразите уверенность, что такая традиция появится в семьях ваших первоклассников.

День школьника нужен для демонстрации ребенку, что он важен и нужен в жизни родителей, семье интересны он сам и его работа, то есть учеба. Поступление в школу и ее окончание еще отмечают в семьях, а вот окончание четверти, учебного года – нет. Почему? Мы, взрослые, уходя в отпуск, покупаем ведь тортик для коллег. Для ребенка каникулы тоже событие.
А значит, и семейное событие тоже.

Верительные грамоты

Последнее задание микрогруппам – составить словесный портрет идеального ребенка.

Мы с вами входим в школьную жизнь наших детей. Договариваемся здесь и сейчас:
верить в наших детей;
доверять друг другу;
сделать школьный труд наших детей радостным.

И пусть поможет нам в этом любовь.

В Пермском крае у учителей начальной школы появилась добрая традиция – родителям первоклас­сников вручается письмо-поздравление. Если случается так, что у ребенка родители не смогли прийти в школу, письмо ребенок передаст дома. Таким образом, педагоги помогают семьям формировать новую традицию – чествовать своего школьника.
Помните, как у Михаила Пришвина: «Ты любишь во мне человека, которого во мне нет, но ты люби его, люби, и я таким стану!»

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края, Пермь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте