search
main
0

Коккер-спаниель против ротвейлера Слушателям московского семинара по правам человека, состоявшегося в ноябре, была предложена методическая рекомендация игры в суд

Прежде чем начать такую игру, необходимо объяснить детям, что суд – это решение проблемы с заданными доказательствами. Что нужно сделать с самого начала? Решить, кто будет судьей. Лучше не назначать его, как это делают нередко учителя. Мне думается, что судьей может стать тот ученик, который сдаст квалификационный экзамен, то есть лучше других ответит на вопросы, чтобы подтвердить свое профессиональное соответствие. Сама процедура подготовки к игре довольно сложная. Кроме судьи, прокурора, нужны народные заседатели. Желательно, чтобы ими стали самостоятельно мыслящие дети. Далее класс делится на две части – истцов и ответчиков. От каждой команды выбираются по два представителя и по два адвоката. Это активно действующие участники. Итак, суд укомплектован. Есть еще одна важная деталь: кто будет писать протокол, то есть станет секретарем суда? Для этой роли больше подойдет ученик, который умеет быстро и правильно писать то, что слышит, не внося своих собственных оценок.
Считаю, что в суды, связанные с уголовной тематикой, играть нельзя. Это непедагогично. Большое количество сюжетов для судебного разбирательства могут дать реальные факты из жизни по любой гражданской проблеме.
Перед игрой подростки предварительно должны узнать о способах отстаивания решения, научиться отбирать аргументы.
Игра в суд – это не только своего рода практика в отстаивании различных прав человека, но и важнейший момент, способствующий воспитанию свободной личности. Я заметила, что в том классе, в котором регулярно ее проводили, у детей выработалась новая форма поведения, исчезла скованность, неуверенность. Они привыкли вести диалог, стали легче договариваться. Кстати, одним-единственным таким уроком ничего не добьешься. Они должны проходить многократно.
Приведу конкретный пример, который хорошо подходит для игры.
Девочка гуляла с собакой – коккер-спаниелем. Рядом оказалась женщина с двумя ротвейлерами. Вдруг один из них вырвался и бросился прямо к девочке. Та тут же взяла свою собачку на руки, и тогда ротвейлер начал кусать девочку. Она получила серьезные телесные повреждения. Хозяйка двух собак дала девочке деньги, чтобы та смогла доехать на такси до больницы. Врачи назначили ей две серьезные операции за плату. Мама девочки работает воспитателем детского сада и уплатить за лечение не сможет. Решили обратиться в суд и взыскать необходимую сумму с хозяйки ротвейлеров. Перед подачей заявления пришлось взять две справки. Одна из милиции – о том, что женщина нарушила правила выгула ротвейлеров. Другая от врача – о характере травмы, нанесенной собакой этой породы.
В суд хозяйка двух ротвейлеров пришла с двумя свидетелями. Один представился кинологом. Он утверждал, что коккер-спаниели, как правило, кусают своих хозяев. Другой свидетель оказался случайным прохожим, который якобы видел, как коккер-спаниель рвал свою хозяйку.
Как доказать, что свидетели говорят неправду? Конечно, здесь необходимо заручиться информацией у специалистов. После обращения в Союз кинологов было выяснено, что нигде в мире не было зарегистрировано ни одного случая, когда бы коккер-спаниель кусал своих хозяев. Справка из больницы подтверждала, что по характеру следов клыков травму мог нанести только ротвейлер. Задача суда – доказать правоту девочки. Для этого все участники должны хорошо себе представлять, что делают обе стороны. Здесь главное – научить детей видеть весь судебный процесс целиком, взвесить все доводы “за” и все “против”. Научить их компетентно смотреть на любую проблему с двух сторон. С точки зрения всех участников судебного процесса. Ребята привыкают понимать, что такое доказательство, что по любому поводу необходимо заключение специалиста, который по проблеме, входящей в его компетенцию, знает все. И это может быть предметом обсуждения.
После того как ребята познакомились с особенностями судебного разбирательства, постигли их во время игры, они поняли: если не прислушаться к мнению специалиста, то нельзя выиграть дело.
Темы, которые чаще всего выбирают дети для игры в суд: нарушение брачного договора, установление отцовства. Они охотно обсуждают права и обязанности супругов. В таком случае участвуют две команды: “мужчин” и “женщин”.
Важно научить ребенка уважению к суду, помочь ему усвоить правила поведения: такие, как, например, “встать, суд идет!”. Это уважение к закону, к суду, его исполнителям.
Когда дети играют не в первый раз, то они быстрее находят правильное решение. И это очень важно – они привыкают к тому, что суд вершится на основе закона.
Светлана ВОЛОДИНА,
директор проекта “Правовое образование в школе”

Материалы, опубликованные в рубрике “Твое право”, поддерживаются в рамках проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте