или Пусть задачи Атанасяна
решит Погорелов
“Глубокоуважаемая “УГ”! Просто замечательно, что вы объявили рейтинг школьных учебников математики. Почти вся наша семья преподает математику и имеет общий педагогический стаж 80 лет”, – пишет нам семья Тасмуратовых из Астрахани.
а объявленный в конце прошлого года рейтинг учебников математики мы получили более 100 писем. В большинстве анкет наши читатели отмечали достоинства учебников, по которым преподают. При этом графа “самый плохой учебник” зачастую оставалась пустой. А ведь наша цель – выявить не только хорошие, но и плохие учебники, к которым у педагогов есть серьезные замечания. Итак, результаты очередного опроса.
5 класс. Математика. Большинство голосов “за” набрал учебник Н.Я.Виленкина и др. (“Мнемозина”). Его достоинства: большой выбор разноуровневых задач, хорошо разработана не только теоретическая, но и практическая часть. Плохим учебником почти единогласно названо пособие Э.Р.Нурка (“Дрофа”). Замечания: мало упражнений, кроме того, они рассчитаны в основном на слабоуспевающих ребят, нет развивающих заданий, задач повышенной сложности.
6 класс. Математика. В графе лучшего учебника снова лидирует Н.Я.Виленкин (“Мнемозина”). (Единственное замечание: нет задач на повторение). В аутсайдерах учебник Э.Р.Нурка: нет иллюстративного материала.
7 класс. Алгебра. Лучший учебник Ю.Н.Макарычева и др. (“Просвещение”). Достоинства: хорошо систематизирован весь материал с учетом повторения. Всего лишь на несколько голосов отстает от лидера книга А.Г.Мордковича издательства “Мнемозина”. Замечания же высказываются к учебнику Ш.А.Алимова и др. (“Просвещение”): мало упражнений для классной работы.
7-9 класс. Геометрия. Лидер среди авторов в этой строке – Л.С. Атанасян (“Просвещение”). Достоинства: удачная практическая часть, предлагается теоретический материал, не встречающийся в других учебниках, теория изложена доступно, конкретно и кратко. Однако отмечается, что в учебнике мало типовых задач и он не предназначен для самостоятельного изучения. Неудачным отмечено издание А.В.Погорелова (“Просвещение”). Один из респондентов даже предложил задачи Атанасяна перенести в учебник Погорелова.
8 класс. Алгебра. Лучшим учебником признана книга Ю.Н.Макарычева и др. (“Просвещение”). Достоинства: полностью охватывает все темы, позволяет формировать у школьников умение обобщать, анализировать. Большинство замечаний относятся к книге Ш.А.Алимова (“Просвещение”): мало упражнений для закрепления материала, слабая практическая часть.
9 класс. Алгебра. На первом месте здесь снова учебник Ю.Н. Макарычева и др. (“Просвещение”). В строке плохих учебников явных лидеров нет, отмечаются книги Ш.А.Алимова (“Просвещение”) – мало задач для закрепления и Ю.Н.Макарычева (“Просвещение”) – мало задач.
10-11 классы. Алгебра и начала анализа. На первом месте по популярности учебник А.Н.Колмогорова и др. (“Просвещение”). Отмечается также издание М.И.Башмакова (“Дрофа”): в нем много наглядности, материал изложен доступно. В графе “самый плохой учебник” отмечаются те же авторы. Вполне понятно: кого знаем, того и ругаем.
10-11 классы. Геометрия. Лидер – учебник А.Д.Александрова (“Просвещение”). Больше других критикуют книгу А.В.Погорелова (“Просвещение”): не систематизированы задачи, неудачна теоретическая часть для 10-го класса.
Математики, как и историки (см. результаты прошлого рейтинга в “УГ” #44 от 2.11.99 г.) в большинстве своем отдают предпочтение учебникам Федерального комплекта. Учебников ФК, с которыми не знаком ни один учитель, в федеральном перечне не оказалось. Массовое преподавание по авторским изданиям не отмечено. В анкетах фигурировали имена В.К.Совайленко и др. (“Феникс”), А.В.Ефремова (Татарское книжное издательство), С.А.Теляковского. Но преподавание по этим изданиям осуществляется лишь в единичных случаях. Интересно и другое: зачастую книги одного и того же издательства пользуются всеобщей популярностью и вызывают всеобщее негодование. Так, например, произошло с учебниками по алгебре для 7-го класса, а также по геометрии для 7-9-го классов. Однако большой удачей можно считать то, что читатели высказывают в письмах замечания практически ко всем изданиям. И потому эта информация может быть полезна не только издательствам, но и самим авторам.
Как и обещали, мы разыграли призы среди педагогов, участвовавших в рейтинге. Вот имена счастливчиков:
1. Аристова Ирина Леонидовна, учитель 2-й школы, город Новочеркасск Ростовской области.
2. Бутко Алевтина Андреевна, учитель 1-го лицея, город Усолье-Сибирское Иркутской области.
3. Бездомникова Ф.В., учитель 9-го ОУ поселка Буланаш Свердловской области.
В подарок от издательства “Просвещение” наши читатели получат комплекты из четырех книг, которые помогут сделать увлекательным не только урок математики, но и организовать “математический досуг” учеников. Это “За страницами учебника алгебры” Л.Ф.Пичурина, “За страницами учебника геометрии” Е.Е.Семенова и “Математические олимпиады школьников” в двух книгах для 10-го и 11-го классов Л.П.Купцова.
А на очереди следующий рейтинг – учебников русского языка. Напоминаем, в графы “Самый хороший учебник” и “Самый плохой учебник” впишите автора (и название издательства) учебника, по которому вам приходилось или приходится преподавать. В графе “Замечания” вы можете изложить свое мнение по поводу указанных изданий. В графе “Федеральный комплект” подчеркните учебники, с которыми вы хорошо знакомы. Как обычно, всех педагогов, приславших письма, ждет розыгрыш призов – справочной или энциклопедической литературы по русскому языку.
Отправляйте свои письма не позднее чем через две недели после выхода этого номера. На конверте сделайте пометку “Рейтинг – русский язык”. Желаем удачи!
Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ
Комментарии