С каким настроением московский учитель идет на работу? Решает ли что-то собеседование с администрацией школы, когда на него приходит молодой педагог с небольшим опытом? Насколько удовлетворены московские педагоги своей профессиональной деятельностью? За что начисляются премии и надбавки? Какие условия необходимы для успешной карьеры в московской школе? А также что должно быть присуще хорошему учителю? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в материалах исследования трудового поведения учителей города Москвы, которое провела Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования при участии исследователей лаборатории управления проектами МГПУ.
Ответы 1013 московских учителей из 20 школ всех административных округов Москвы не связаны с юридическими процедурами или нормативными актами. Это исследование о том, что люди говорят про себя и своих коллег-педагогов. Это мнение профессионального сообщества Москвы.
Кого берут на работу?
Среди важных моментов при трудоустройстве учителя назвали образование и уровень квалификации, обязательно зафиксированные в документах.
Опыт работы и собеседование с администрацией школы – эти пункты отметили почти половина учителей – 41,5% и 42,7% соответственно. В некоторых вопросах сумма процентов больше 100, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа. От собеседования многое зависит, и если молодой педагог умеет презентовать себя, у него есть все шансы заполучить желаемое место.
Педагогам без серьезного стажа не стоит отчаиваться еще и потому, что предприимчивость, творческий подход к работе и инициативность московские учителя считают важными не меньше, чем большой стаж. 21,3% опрошенных уверены, что творческие работники могут успешно устроиться.
В ответах на вопрос, что положительно влияет на решение администрации при трудоустройстве нового педагога, лидерами оказались следующие позиции: участие и победы обучающихся в конкурсах и олимпиадах (65,6%), участие и победы педагогов в профессиональных конкурсах и позитивные отзывы с предыдущего места работы (54%), понимание педагогом траектории своего профессионального развития (53,4%).
Что нужно для успешной карьеры?
Чтобы построить карьеру в московской школе, нужны влиятельные друзья или удача? Или важны верность руководству и традициям школы? Такие мнения тоже есть, но их меньшинство. Тут снова прекрасные новости для московских педагогов, ведь 56,5% учителей уверены, что получить повышение можно благодаря инициативности и активности. Это значит, что такие качества работодатель ценит и приветствует. Не на первой строчке рейтинга, но тоже важны, по мнению педагогов, качественное образование, профессиональное мастерство и способность привносить нововведения в работу. Все три варианта набрали около 45% голосов.
В середине рейтинга условий, необходимых для успешной карьеры в школе, исполнительность с 34,5% и умение ладить с людьми (29,2%).
А вот связи и знакомство с влиятельными лицами – ответ непопулярный – всего 5,9%. С «везением» дела обстоят еще хуже, на него уповают только 4,3% опрошенных. Есть и те, кто считает, что в школе невозможно построить карьеру. Но, к счастью, таких только 0,3%.
За что нам платят премии?
Больше половины московских учителей не знают или не могут точно сказать, за что получают премии и надбавки. И только 43,3% в курсе, сколько и за что приходит им на зарплатную карту. Они знают, каких действий от них ждет руководство, чтобы получить дополнительный заработок. То, что почти четверть педагогов не понимают, что надо делать, чтобы больше зарабатывать, – стимул активнее развивать систему информирования учителей. Теория и практика показывают, что, когда люди знают, за что получают надбавки, они лучше работают. Это подтверждает и факт, что учителя, работающие в школах Топ-70 московского рейтинга, лучше знают, за что их премируют.
С каким чувством мы идем на работу?
Последние пять лет исследователи задают московским педагогам вопрос: «Удовлетворены ли вы тем, что работаете учителем?» Более 92% отвечают на него утвердительно. И еще больше – 93,8% – довольны тем, что работают в конкретной школе. Еще из приятного: почти 49% учителей идут на работу с радостью, а 31,8% – без особой радости, но с желанием работать.
86% людей приводит в профессию интерес к педагогической деятельности, 50% интересно проводить время с детьми и молодежью. Практически столько же – 48,8% – заявили, что один из мотивов их профессиональной деятельности – это гарантированная работа и стабильный заработок. С точки зрения исследователей, это очень интересный пункт, который говорит о том, что сегодняшняя учительская работа дает уверенность в завтрашнем дне.
Коллеги, с результатами исследования вы можете ознакомиться на сайте www.mgoprof.ru.
Александра ДОРОХИНА, главный специалист аппарата МГО профсоюза
Комментарии