search
main
0

Кого разбудило солнышко?

Музыкально-дидактические игры

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Она очень важна при решении таких воспитательных задач, как:

– воспитание чувства прекрасного в процессе восприятия музыки;

– воспитание коммуникативных навыков с помощью совместной деятельности;

– воспитание эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное.

Музыкальное воспитание учащихся с умственной отсталостью занимает важное место в системе коррекционно-педагогической работы.

У детей с ОВЗ, особенно начальных классов, наблюдаются резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку. Они остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой музыки. У части детей наблюдаются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных песен. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается у детей с ОВЗ на протяжении всего школьного возраста. Формирование умения чувствовать характер и адекватно отзываться на музыку имеет большое значение для эмоционального развития этих детей.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающим возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка, выступают музыкальные игры. Игра должна иметь четкую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководитель учит детей воспринимать музыку и творчески передавать в движении ее содержание и особенности.

В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного эффективнее.

Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, вызывают желание участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить его разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры, которые воздействуют на умственно отсталого ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, воспитывать творческие способности ребенка с ОВЗ.

Главные задачи:

– учить детей ориентироваться в игровой ситуации;

– развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;

– совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа, слуховое внимание, музыкальную память;

– воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

Как и всякая игра, музыкальная игра по своей структуре включает в себя развитие игровых действий. Музыкальные игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки. Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на систематическое и планомерное развитие высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Систематическое применение музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке и способствует быстрому овладению музыкальным репертуаром.

Среди музыкальных игр выделяются игры образного характера, в которых дети творчески передают образы различных животных, птиц, сказочных персонажей. Например, «Кого разбудило солнышко?»: можно не только слушать и угадывать, но и под музыку создавать разные игровые образы (медведя, лисички, зайца, птички), так же и в сериях музыкальных подвижных игр «Ну-ка, повтори».

Бессловесные игры-импровизации с музыкальным сопровождением и участием одного персонажа по текстам песенок (припевает учитель) помогают ребенку творчески развиваться. Например, «Заинька, попляши…». При этом нужно поощрять даже самые робкие попытки детей двигаться по-своему, но в рамках музыкального образа. Если же не проводить специальную работу по воспитанию у детей желания придумывать движения, то они будут всегда двигаться однообразно, воспроизводя лишь те движения, которые увидели у взрослых.

В музыкально-ритмических играх «Бегемотики», «Где наши руки?», «Где наши глазки?» развиваем мелкую и общую моторику, учимся сочетать слова и движения. В сериях игр «Музыкальный домик» дети учатся различать группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые, клавишные) и закрепляют знания о названиях этих инструментов.

Музыкально-дидактические игры «Чья мелодия?», «Теремок» помогают развивать слуховое внимание и музыкальную память. Дети очень любят игры, которые помогают им определить движение мелодии. Это «Куда пошла Матрешка?» или «Куда пошла собачка?». Цель: умение различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, развитие звуковысотного слуха. Игры на развитие звуковысотного слуха – «Три медведя», «Три поросенка», «Птицы и птенчики».

В музыкально-дидактической игре «Три танца» развиваются представление о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, вальс и польку. В игре «Что делают в домике?» развиваются представление об основных жанрах музыки (песня, танец, марш, колыбельная), слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера. В игре «Угадай Машино настроение» музыка Дмитрия Кабалевского – три разнохарактерные пьесы «Три подружки» – «Резвушка», «Злюка», «Плакса». Послушав музыку, ребенок должен выбрать правильную картину с изображением настроения Маши.

Музыкально-дидактические игры должны быть простыми, доступными, интересными, привлекательными. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь ощущение сплоченности, ответственности.

Применение музыкальных игр на занятии дает мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно, а детям – творчески проявить себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития и самореализации ребенка с интеллектуальными нарушениями развития, а также как хороший метод для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Карине МАРТИРОСЯН, учитель специальной (коррекционной) школы №571

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте