Рекомендации по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в 2000 году
Из первых рук
Департамент общего среднего образования направляет рекомендации по подготовке и проведению в 1999-2000 учебном году государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, реализующих программу общего образования независимо от их организационно-правовой формы. Данные рекомендации могут быть использованы при разработке соответствующих нормативных документов, принимаемых государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России 03.12.99 # 1075 и зарегистрированного Минюстом России 17.02.2000 # 2114.
В соответствии со своей компетенцией органы управления образованием субъектов Российской Федерации:
– устанавливают порядок окончания 1999-2000 учебного года и определяют сроки аттестационного периода с учетом установленных Минобразованием России сроков проведения письменных экзаменов;
– определяют содержание, порядок проведения экзамена, установленного государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации;
– определяют сроки проведения повторных экзаменов для выпускников, получивших на итоговой аттестации неудовлетворительные отметки; досрочных экзаменов для обучающихся спортсменов, выезжающих на сборы или международные соревнования в период итоговой аттестации, для кандидатов в сборные команды школьников на международные олимпиады, выезжающих на тренировочные сборы в период итоговой аттестации; экзаменов для выпускников, заболевших в период итоговой аттестации;
– разрабатывают тексты письменных экзаменационных работ для проведения повторных экзаменов и экзаменов для выпускников, заболевших в период итоговой аттестации, а также для выпускников, нуждающихся в длительном лечении в связи с заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный совместным приказом Минобразования России и Минздравмедпрома России от 18.07.94 # 268/146;
– разрабатывают тексты письменных экзаменационных работ для проведения аттестации по родному (нерусскому) языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;
– разрабатывают темы письменных работ по русскому языку (IX класс) и русскому языку и литературе (XI класс) для выпускников из семей беженцев и вынужденных переселенцев, недостаточно владеющих русским языком;
– обеспечивают общеобразовательные учреждения при ИУ и ВК текстами письменных экзаменационных работ для проведения досрочных экзаменов обучающихся IX и XI(XII) классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации;
– устанавливают порядок награждения выпускников золотыми и серебряными медалями в соответствии с Положением о золотой и серебряной медалях “За особые успехи в учении”, о похвальной грамоте “За особые успехи в изучении отдельных предметов” и похвальном листе “За отличные успехи в учении”;
– устанавливают порядок проверки письменных экзаменационных работ и их хранения в общеобразовательных учреждениях, порядок хранения экзаменационных материалов и документации по государственной (итоговой) аттестации.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” (п.4 ст.15) освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Освобождение выпускников от итоговой аттестации противоречит Закону РФ “Об образовании” и поэтому для выпускников, нуждающихся в длительном лечении в связи с заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный совместным приказом Минобразования России и Минздравмедпрома России от 18.07.94 # 268/146, рекомендуем установить щадящий режим проведения итоговой аттестации.
Для таких выпускников разрешается провести два обязательных письменных экзамена: в IX классе – по русскому языку и алгебре, в XI(XII) классах – по литературе (сочинение) и алгебре и началам анализа. Исходя из заболевания, возможна замена письменных экзаменов по этим предметам на устные. Выпускные экзамены можно проводить по билетам, в форме собеседования, зачетов, защиты рефератов, комплексного анализа текста (русский язык), а также в форме тестирования.
Создавая больным выпускникам щадящий режим прохождения итоговой аттестации, общеобразовательное учреждение, исходя из заболевания, может организовать экзамены в другой аудитории, в другое время, а также по согласованию с родителями (законными представителями) на дому.
Выпускные экзамены для больных детей рекомендуется провести досрочно, но не ранее 1 мая.
Решение о необходимости проведения итоговой аттестации в щадящей форме при наличии всех необходимых документов конкретного выпускника принимает общеобразовательное учреждение по согласованию с муниципальным (местным) органом управления образованием.
До начала экзаменационного периода руководителям общеобразовательных учреждений рекомендуется ознакомить всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся IX и XI(XII) классов, их родителей (законных представителей) с Положением об итоговой аттестации выпускников и нормативными документами, разработанными на его основе государственными органами управления образованием.
Для проведения итоговой аттестации выпускников, освоивших программы основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы, в форме экстерната, семейного образования и самообразования, создаются комиссии, состав которых утверждается директором общеобразовательного учреждения.
Итоговая аттестация выпускников проводится по утвержденному директором общеобразовательного учреждения расписанию, которое заранее (не позднее чем за 2 недели до начала аттестационного периода) доводится до сведения участников образовательного процесса.
Ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации по предмету возлагается на председателя аттестационной комиссии. Председателем аттестационной комиссии может быть директор общеобразовательного учреждения, его заместитель по учебно-воспитательной, научно-методической работе или учитель по представлению директора. Учитель, преподающий в данном классе предмет, по которому проводится итоговая аттестация, не может быть председателем аттестационной комиссии.
При соответствующей организации работы аттестационной комиссии государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации экзамены выпускников могут быть проведены с использованием средств массовой информации по предварительному согласованию с Минобразования России.
Ответственность за организацию и проведение письменных экзаменов по текстам Минобразования России с помощью телевидения, радиовещания и печати возлагается на руководителей государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
Экзамены по выбору могут быть проведены по билетам, в форме собеседования, защиты рефератов, комплексного анализа текста (русский язык), а также в форме тестирования. Предлагаемые на выпускных экзаменах тесты, составленные общеобразовательным учреждением, проходят предварительную экспертную оценку соответствующими методическими службами.
Экзаменационный материал для проведения экзаменов по предметам, выбранным выпускниками, составляется общеобразовательным учреждением самостоятельно с учетом примерных билетов для проведения устной итоговой аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений в 1999-2000 учебном году, разработанных Минобразования России и опубликованных в журнале “Вестник образования” (## 1,2,3 2000 г.).
Для проведения устного экзамена по предмету “Основы безопасности жизнедеятельности” рекомендуется дифференцированный подход к составлению билетов для девушек и для юношей. При составлении билетов для девушек вместо вопроса по основам военной службы следует дать вопрос по теме “Основы медицинских знаний и здорового образа жизни”.
Задание практической части устного экзамена (предложения для разбора, тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку, вопросы, примеры и задачи по математике, физике, химии, биологии и др.) составляются учителями-предметниками выпускных классов или могут быть взяты из сборников заданий для проведения устных экзаменов по предметам за курс основной общей и средней (полной) общей школы, изданных в 1999-2000 гг. издательством “Дрофа”.
Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору выпускников устанавливается местным (муниципальным) органом управления образованием.
По вопросам проведения централизованного тестирования следует руководствоваться приказом Минобразования России от 28.12.98 # 3259 “О централизованном тестировании” и письмом от 08.12.98 # 1677/14-12. В соответствии с этими документами педагогическим советам общеобразовательных учреждений предоставляется право засчитывать по желанию обучающихся результаты централизованного тестирования, указанные в сертификатах Центра тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации, в качестве результатов итоговой аттестации по общеобразовательным предметам, кроме алгебры и русского языка в IX классе, литературы (сочинение) и алгебры и началам анализа в XI(XII) классах.
Письменный экзамен по русскому языку в IX классах проводится по открытым текстам, опубликованным в “Сборнике текстов для проведения письменного экзамена за курс основной школы. 9 класс” авт. Рыбченкова Л.М. и др. (М., “Дрофа”, 1998).
Письменный экзамен по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения проводится по открытым текстам, опубликованным в “Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку как государственному за курс основной школы” авт. Александрова О.М. и др. (М., “Дрофа”, 1999).
Письменный экзамен по алгебре в IX классах проводится по открытым текстам, опубликованным в “Сборнике заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы” авт. Л.В.Кузнецова и др. (М., “Дрофа”, 1998, 1999).
Письменные экзамены в XI(XII) классах по русскому языку и литературе (сочинение) и алгебре и началам анализа проводятся по текстам, направляемым органами управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Пакеты с экзаменационными материалами по указанным предметам общеобразовательное учреждение должно получить не позднее чем за один день до проведения соответствующего письменного экзамена.
Темы сочинений, названия изложений, тексты заданий для письменных экзаменов по алгебре и началам анализа записываются на доске. Сборники текстов для проведения письменного экзамена по алгебре в IX классах могут быть выданы выпускникам во время экзамена. Сборники текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку в IX классах во время экзамена выпускникам не выдаются.
На письменных экзаменах по русскому языку в IX классах и по литературе (сочинение) в XI(XII) классах выпускникам разрешается по мере необходимости пользоваться всеми типами лингвистических словарей.
Для выпускников из семей беженцев и вынужденных переселенцев, недостаточно владеющих русским языком, письменный экзамен по русскому языку в IX классе может быть заменен на устный, а по русскому языку и литературе (сочинение) в XI(XII) классах – проведен в виде письменной работы (несколько вариантов на выбор выпускника), темы которой представляют собой пересказ прочитанного и изученного эпического произведения или фрагмента из него; характеристику героя произведения; развернутый ответ на вопрос о героях произведения или на свободную тему (т.е. на жизненном материале); отзыв на прочитанную книгу.
На письменном экзамене по русскому языку (сочинение) в IX классах и письменном экзамене по русскому языку и литературе (сочинение) в XI(XII) классах выпускникам предоставляется возможность использования книг с текстами художественных произведений, не содержащих теоретических материалов.
Оценка за письменную экзаменационную работу сообщается выпускнику до сдачи им последующего экзамена.
Выпускникам предоставляется возможность ознакомиться с письменной работой, проверенной и оцененной аттестационной комиссией общеобразовательного учреждения.
В случае несогласия с отметкой, выставленной аттестационной комиссией общеобразовательного учреждения за письменную экзаменационную работу, выпускник имеет право обратиться в конфликтную комиссию, создаваемую местным (муниципальным) органом управления образованием.
Повторный экзамен по русскому языку в IX классах и по русскому языку и литературе (сочинение) в XI(XII) классах для выпускников, получивших на экзамене неудовлетворительную отметку за грамотность, может быть проведен в форме диктанта.
По завершении экзамена по предмету экзаменационные и итоговые отметки заносятся в протокол, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии.
Итоговая отметка по предмету, по которому проводились письменный и устный экзамены, выставляется с учетом обеих отметок, полученных на экзаменах.
Выпускникам, находившимся на лечении в лечебном учреждении, где были организованы учебные занятия, учитываются отметки, полученные ими в общеобразовательном учреждении при лечебном учреждении.
Обращаем внимание на то, что в аттестат об основном общем образовании выставляются отметки по предметам, которые изучались в классах второй ступени, в аттестат о среднем (полном) общем образовании – отметки по предметам, которые изучались в классах третьей ступени, и отметка по русскому языку.
Письмо
# 354/11-13 от 03.03.2000
Комментарии