1 ноября станет известен шорт-лист ежегодной литературной премии «НОС» – проекта Фонда Михаила Прохорова, направленного на выявление и поддержку новых трендов современной художественной словесности на русском языке. В конце сентября жюри в лице Анны Наринской, Татьяны Венедиктовой, Агнешки Любомиры Пиотровской, Марины Давыдовой и Екатерины Шульман назвало 22 книги, которые продолжили борьбу за награду. Победитель десятого (юбилейного!) сезона премии станет известен в конце января 2019 года. Пока же можно изучить список и понять, какие книги из него имеют шансы попасть в короткий список, а может, и получить главный приз.
1. Денис Горелов. Родина слоников. М. : Флюид, 2018.Первая книга лучшего (без вариантов) отечественного кинопублициста вышла в книжной серии «Книжная полка Вадима Левенталя». Горелов – он, натурально, гений. Когда он пишет о каком-то фильме, он не рассказывает собственно о кино. Он говорит о времени, об атмосфере эпохи, о каких-то мелочах, которые в ретроспективе оказываются куда более важными, нежели обозреваемый фильм.2. Владимир Данихнов. Тварь размером с колесо обозрения. М. : Эксмо, 2018.К сожалению, нынешним летом Владимир Данихнов скончался от рака, а по регламенту премии ее вручают только живым авторам. Тем не менее «Тварь размером с колесо обозрения» – одна из самых заметных книг этого года. В ней Данихнов описывает свои перипетии в борьбе с болезнью, и временами эта книга напоминает самые страшные романы Стивена Кинга, ощущение ужаса и беспросветности, даже вопреки авторской воле, прорывается на страницы.3. Зиновий Зиник. Ермолка под тюрбаном. М. : Эксмо, 2018.Необычное обращение к фигуре и эпохе Шабтая Цви, одной из важных фигур еврейской истории. И, кажется, это первое появление книги Зиновия Зиника, писателя-эмигранта, в конкурсе литературной премии «НОС». Посмотрим, как ее примут члены жюри.4. Юрий Лейдерман. Моабитские хроники. Киев: Vozdvizhenka Art House, 2017.Автор более известен как художник, но регулярно публикует свои стихи, прозу и эссе. Лауреат премии Андрея Белого за книгу «Олор», книга вышла в 2005 году в издательстве «НЛО». О его новом тексте лучше всего сказать словами издательской рецензии: «Моабит – берлинский район, в котором расположена мастерская Юрия Лейдермана. В первом приближении эту книгу можно счесть «дневником художника», однако при внимательном чтении в ней обнаружится нечто гораздо большее и нечто неуловимо меньшее».5. Наталья Мещанинова. Рассказы. СПб : Сеанс, 2017.Наталия Мещанинова больше известна как кинематографист, автор сценариев и режиссер («Еще один год» Оксаны Бычковой, «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Комбинат «Надежда»). Эта книга – ее литературный дебют. Возможно, члены жюри поддержат начинающего автора, хотя нельзя сказать, что ее рассказы можно назвать новой словесностью, как трактуется одна из расшифровок аббревиатуры «НОС».6. Анна Немзер. Раунд. М. : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018.Анна Немзер – шеф-редактор и ведущая телеканала «Дождь», это ее третья книга. Весь роман построен на разговорах, разговорах в разных жанрах – интервью, допрос, сеанс у психоаналитика, показания в зале суда, рэп-батл. Много внутренних монологов, много бесед с самим собой. Это похоже на нашумевший роман Антона Понизовского «Обращение в слух», который в свое время также попал в конкурс премии «НОС», но ничего не получил. Видимо, время подобной психоаналитической прозы уже прошло или еще не наступило.7. Мария Степанова. Памяти памяти. М. : Новое издательство, 2017.Книга уже вошла в шорт-лист литературной премии «Ясная Поляна», так что вряд ли ей светит попасть еще и в короткий список «НОСа». Текст же тем не менее примечательный: начинаясь как спотыкающееся повествование автора об истории своей семьи, он постепенно разрастается до философского эссе о механизмах работы человеческой памяти. Книг в жанре «автор в поисках корней» сегодня издается много, но «Памяти памяти» написана дивным языком, вызывающим ассоциации с прозой Набокова (последняя книга которого называлась «Память, говори»).8. Эдуард Веркин. Остров Сахалин. М. : Эксмо, 2018.Нашумевший (еще на стадии рукописи) роман известного российского фантаста, в котором одни видят некие евангельские пророчества, а другие подозревают, что вместо романа издательство выпустило недоработанный черновик, настолько плохо он написан. В любом случае дополнительное паблисити в случае попадания в шорт обеспечено.9. Ксения Букша. Открывается внутрь. М. : АСТ, 2018.Российские писательницы все чаще обращаются к темным и низким сторонам жизни, пишут о шизофрении или жизненном, душевном и семейном неблагополучии. «Открывается внутрь» Ксении Букши следует этой же традиции – там появляются довольно странные персонажи, все они как-то связаны с маршруткой номер 306, и еще этот прием «опущенных звеньев», когда главный герой одного рассказа эпизодически мелькает на заднем плане в другом. Если читали прозу британского романиста Джонатана Коу, тоже напичканную перекличками, сближениями, совпадениями, книга Ксении Букши сильно напоминает его последний роман «Номер 11».10. Евгения Некрасова. Калечина-Малечина. М. : АСТ, 2018.Девочка Катя живет с родителями в маленьком городе на 11‑м этаже обычного панельного дома, в котором она придумала для себя собственный сказочный мир, потому что миру за пределами квартиры Катя не нужна: в школе ее травят, взрослые на нее не обращают внимания. Хороший роман в духе школьного магического реализма. Вряд ли эта книга попадет в шорт, хотя шансы, на мой взгляд, есть.11. Ольга Бешлей. Мой дикий ухажер из ФСБ. М. : Эксмо, 2017.Смешные рассказы из жизни молодой девушки, переехавшей в Москву и делающей карьеру в журналистике. В общем, такими текстами полны ЖЖ и Фейсбук, но у Ольги Бешлей есть как минимум два конкурентных преимущества – великолепные самоирония и чувство юмора. Историю о том, как ей показалось, будто к ней придет с обыском ФСБ, и она искала, куда спрятать подаренный ей искусственный член, можно вносить во все антологии лучших юмористических рассказов. Правда, в том, что это принесет ее книге хотя бы попадание в короткий список премии «НОС», уверенности нет.12. Григорий Служитель. Дни Савелия. М. : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018.
Книга написана от лица обычного кота, причем кот (зовут его Савелий) разговаривает на хорошем литературном языке, играючи цитирует классиков и прекрасно ориентируется в московской топонимике. Предисловие к книге написал Евгений Водолазкин, он же и открыл литературный талант Григория Служителя, в обычной жизни служащего актером. Соответственно и «Дни Савелия» – «проза актера», способность перевоплотиться в кого угодно ради реализации творческого замысла, да хоть в кота.
На мой взгляд, один из самых значительных русских романов нынешнего года. 19 июля 1980 года в Москву из стройотряда срочно возвращается Алексей Ноговицын, аспирант-философ. Ему в октябре защищаться, а после этого он планирует жениться на своей любимой девушке. У героя не все складывается в личной жизни – он не уверен в любви к своей девушке, а пуще того – должен скрывать, что является глубоко верующим человеком. В финальной сцене романа главный герой оказывается на похоронах Высоцкого. «Бюро проверки» – традиционный роман, качественная проза, старомодная и неторопливая. По нынешним временам именно такие тексты и становятся «новой словесностью».
Каждый раз, когда в конкурсе премии «НОС» появляется очередная книга Пелевина (а они там появляются регулярно с самого первого года ее существования), начинаются разговоры: а почему мы именно Пелевину не дать наконец-то главный приз? Тем более нынешний сезон, как было упомянуто выше, юбилейный для «НОСа». Однако пробиться дальше шорт-листа Виктору Олеговичу пока не удавалось. При этом в новом романе Виктора Пелевина есть и «новая словесность», и «новая социальность» («НОС» расшифровывается и так), и даже «новая сексуальность», поскольку одна из сюжетных линий посвящена теме сексуальных запретов. Рискну предположить, что уж в короткий список этот роман точно войдет.
Комментарии