search
main
0

Кого боги хотят покарать, того они делают учителем?

Эти слова написал когда-то древнеримский философ Луций Анней Сенека. Так ли это?

У меня есть хороший друг, мой бывший студент, а теперь и коллега. Я бы назвал его фанатом образования и своего дела. А еще он удивительно добрый человек, который принимает происходящее в школе близко к сердцу.

Однажды он, с трудом скрывая жгучую обиду и щемящую сердце боль, поделился наболевшим. Он не устает рассказывать детям о том, как необходимо активно учиться, что без учебы в наше время никуда, что образование – это ключевой социальный лифт в постиндустриальном обществе. И каждый раз обязательно найдется ученик, который с ухмылкой и даже протестующе-ехидным голосом вопрошает: «А что же тогда вы сами работаете в школе?»
Говорится это с такой интонацией, что даже нет нужды жестами демонстрировать (хотя иногда они и их не забывают добавлять) мысли учеников: «Вы такой умный, образованный, эрудированный, а трудитесь в какой-то самой обычной школе за жалкие гроши».
В этот момент, как рассказывал мой коллега, ему хочется провалиться сквозь землю. Ступор. Молчание. Крайне неловкое молчание, которое лишь убеждает учеников в правоте их одноклассника и становится своеобразным последним гвоздем, вбитым в гроб учительских советов и попыток мотивировать детей.

На дне или всплываем?
Ситуация показательная. Подлинный престиж учительской профессии, а значит, и уважение к ней проявляется именно в таких мелочах. Пожалуй, еще никогда авторитет педагога и доверие к нему не были столь низкими. Родители и дети бегут от школьных учителей к репетиторам, считая, что первые не могут подготовить ребят, и ставя под сомнение их компетентность и профессионализм. Вдумайтесь: до половины выпускников пользуются услугами репетиторов.
Поэтому неудивительно, что в массовой культуре нынче навязывается образ случайно оказавшегося на учительском месте педагога с сомнительным поведением (отечественные книга и фильм «Географ глобус пропил»), нередко откровенно глупого человека, которому глубоко безразличны дела и проблемы учеников (немецкий «Зачетный препод», французская комедия «Безумные преподы»). Даже названия фильмов и сериалов низводят преподавателя до «препода», а учительницу превращают в презрительно-уничижительную «училку».
Наверное, не стоит идеализировать советскую систему образования с ее излишней идеологизированностью и другими недостатками, но она строилась на надежном фундаменте, позволявшем добиваться высоких результатов, – на уважении к учителю. А искусство того времени создавало положительный и привлекательный образ учителя, достаточно вспомнить «Уроки французского», «Большую перемену» и т. д.

К нам едет ревизор!
Почему же мы утратили эту прекрасную традицию?
Уверен, что многие учителя постоянно чувствуют недоверие к себе из-за бесконечных проверок бесконечных контролеров. «К нам едет ревизор!» – это пренеприятное известие давно стало привычным для педагога. Ожидание ревизора и сама проверка – почти непреходящее состояние в жизни любого учителя.
Уверен, что многие учителя убеждены, что государство само нас не уважает, загружая педагогов под завязку нескончаемой бумажной работой, как бабушка загружает свой пакет продуктами, выходя из не всем известной петербургской достопримечательности под названием «Магазин «Народный».
«Сколько мне платят, на столько я и работаю!» – отвечают некоторые из нас на претензии в свой адрес, многочисленные и разнообразные.
Учителю на Руси живется нелегко. Покоя и богатства, которых ищут герои Некрасова, у него нет, поэтому и чести, которая у Некрасова к ним прилагается, ему пока не воздают.
И что же делать? Как нам добиться уважения?
Повысить зарплаты? Обязательно! Снимать фильмы и сериалы, где учителя – положительные и яркие герои? Еще как! Свистать Мединского наверх! Проводить больше конкурсов? Чаще вручать учителям почетные звания? Рассказывать об учителях в прессе и на ТВ? Да, да и еще раз да!
Но мне не нравятся эти советы! Почему же? Они неправильные? Да нет, они разумные и вполне эффективные. Однако все они отлично вписываются в столь присущий российскому обществу патернализм. Кто реализует все это? Государство. Государство должно, государство обязано, министерству следует, правительству необходимо…

Если хочешь изменить мир, изменись сам
Каждый из нас должен задаться простым вопросом: «А что я могу сделать, чтобы дети и родители уважали меня как учителя?» Если каждый (или хотя бы большинство) заслужит доверие и уважение со стороны школьников, то эту болезненную проблему во многом можно решить.
Но добиться уважения детей непросто. Да и вся наша профессия – нелегкий труд.
Готового рецепта нет (хотя так хотелось бы его иметь, не правда ли?). Но есть то, что нельзя отрицать.
Хочешь, чтобы тебя уважали? Тогда сам в первую очередь проявляй к детям уважение.
Хочешь, чтобы тебе доверяли? Держи свое слово, будь ответственен и доверяй своим ученикам!
Не хочешь, чтобы кумирами детей были видеоблогеры с YouTube? Будь интереснее, веселее, активнее, чем они.
Педагогика – это и наука, и ремесло с его каждодневной рутиной, и, конечно же, искусство. А любое искусство требует не только умения и навыков, но и таланта.
Но, по моему абсолютному убеждению, и педагогическая наука, и педагогическое ремесло, и педагогическое искусство вытекают всего лишь из одного необходимого таланта – из любви учителя к детям. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» – эти уже избитые, но от того не потерявшие актуальности слова моего любимого Л.Н.Толстого всегда вдохновляли и направляли меня.
И он должен любить каждого больше всех! Как это? Это же нелогично, парадоксально! А кто сказал, что любовь логична? Любовь не подчиняется формальным законам логики и сухому голосу рассудка. В.А.Сухомлинский писал, что «любовь к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко – в муках». Не все дети – прекрасные розы, да простят меня идеалисты. Во многих столько острейших шипов, что их уколы могут больно пронзить сердце учителя.
Великий подвиг учителя не в том, чтобы полюбить дурное в ребенке, а в том, чтобы полюбить даже дурного, как может показаться, ребенка. «Даже в темные времена можно обрести счастье, если не забывать обращаться к свету» – эти мудрые слова замечательная Д.Роулинг вложила в уста именно директора и учителя школы.
Невидимое (на первый взгляд) добро есть в каждом. Верить в это, найти и взрастить его, преодолевая колючесть, иногда и жестокость детей, – вот настоящее чудо, вызывающее восхищение. А тот, кто способен творить чудеса, и заслуживает уважения.
А.П.Чехов не случайно писал, что без широкого образования народа, без учителя государство развалится. «Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель», – продолжил он свою мысль.
Возьму на себя смелость поправить классика – не только русской деревне, а всей России.

​Алихан ДИНАЕВ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте