search
main
0

Когда же избавимся от вранья?

Мой педагогический стаж приближается к сорока годам. Имею звание «отличника…», работал в сельской и городской школе, более 25 лет был директором школы (из которых четыре года в Западной группе войск в Германии). Много раз я слышал о реформах, модернизациях, концепциях. Но у меня сложилось мнение, что все заканчивается одними призывами и ворохом очень дорогой, но никому не нужной «макулатуры».

Вот и сегодня мы переживаем реформы в образовании. Надеюсь, что они завершатся чем-то конкретным и полезным. Ведь нужно же как-то и образование включать в рыночные отношения. Но прежде чем приступить к «разрушению ради созидания», на мой взгляд, необходимо навести элементарный порядок в нашем общеобразовательном хозяйстве. А начать надо с малого – избавиться от вранья.

Как мы радовались тому, что теперь не нужно обманывать друг друга в оценке знаний учеников, устранялась показуха в отчетах. Так начиналась «перестройка» школы, ну а чем закончилась, знает каждый учитель. Масштабы лжи и обмана превысили доперестроечные рамки в несколько раз. Фактически действует трехбалльная оценочная система: единица не используется, а двойка запрещена. Хотя практика подсказывает необходимость более гибкой многобалльной системы (широко используемой в мире). Вот и ставит учитель «плюсы» и «минусы», чтобы хотя бы самому не запутаться в уровне знаний ученика.

Не секрет, что в каждом классе есть группа учеников, которые (в силу разных причин) не посещают значительную, если не большую часть учебных занятий, а когда приходят на урок, то не позволяют учителю дать полноценные знания заинтересованным в образовании ученикам.

Закрывая глаза на уровень знаний (вернее, отсутствие таковых), «надавив» на учителей, можно довести такого ученика до выпуска и даже вручить «липовый» документ об образовании (я таких примеров знаю много). Ради чего? Государству такой самообман точно не нужен. Мне кажется, что проблему эту нужно решать по-другому. Нужно создать такую ситуацию, чтобы учебная (пусть разноуровневая) программа была бы посильна ученику, чтобы у него «не опускались» руки от безысходности обстоятельств, а у родителей просматривалась бы четкая перспектива дальнейшей образовательной судьбы ребенка, перспектива реальная, достижимая.

Эти перспективы не так уж и трудно просчитать, если усилия участников реформ направить не на бумаготворчество, а на практическую полезность преобразований.

Евгений КОНСТАНТИНОВ, учитель истории школы №5, Вольск, Саратовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте