search
main
0

Когда я стану великаном. Ключевые тренды московского профобразования

​В четвертый раз состоялся съезд учителей Москвы. В этом году он проходил на территории Московского Дворца пионеров. Лучшие педагоги столицы провели авторские мастер-классы.

Год российского кино все залы съезда, где пройдут мастер-классы, назвали в честь знаменитых отечественных кинофильмов о школе, – отметила директор Городского методического центра Департамента образования Москвы Марианна Лебедева.На заседании Клуба директоров образовательных организаций Москвы обсуждали перспективы развития московского образования. Авторские междисциплинарные мастер-классы провели финалисты, лауреаты и победители конкурса «Учитель года Москвы» разных лет и члены Межпредметной ассоциации столичных учителей.На съезд приехали более двух тысяч учителей и директоров образовательных организаций, представителей органов исполнительной власти и профсоюзной организации, деятелей культуры и науки, студентов колледжей и вузов.В зале «Когда я стану великаном» была организована форсайт-площадка «Ключевые тренды московского профобразования». Участников разделили на команды, где определился капитан. После каждого выступления об очередном тренде командам предлагались задания, которые нужно было выполнить на скорость, не забыв при этом о качестве. Кубок победителя ждал лучшую команду по итогам собрания.В заседании по профильному образованию приняли участие: УПО «Техника и технологии наземного транспорта», УПО «Архитектура, градостроительство и ЖКХ», УПО «Организация обслуживания в общественном питании», УПО «Промышленное оборудование и системы связи», УПО «Техносферная безопасность и юриспруденция», УПО «Авиационно-космическое машиностроение» и УПО «Сервис и легкая промышленность». Всех объединяют хорошее настроение и желание делиться знаниями.По ходу разговора поднимались все новые вопросы, важные не только для участников, но и для гостей. Например, всем знакомо такое понятие, как «коучинг», – метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Но как определить коуча, как построить отношения в образовательном учреждении? Этот и другие аспекты рассматривались в кругу специалистов. По итогам представления так называемого тренда всем участникам-конкурсантам давалось задание по теме. Как несложно догадаться, в качестве первого задания директорам и их заместителям нужно было смастерить модель… машинки! Точнее, собрать 3D-модели транспортного средства. И не просто собрать, а так, чтобы каждый в команде поучаствовал. В очередной раз на практике вспоминаем, что значит здоровое распределение обязанностей. Еще один тренд – профессиональные стандарты. Появилась возможность не только обновить действующий перечень профессий, но и сформулировать современные актуальные требования к ним. Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования Ольга Фридриховна Клинк помогла разобраться с относительно недавним нововведением. Вокруг профстандартов образовалось огромное количество мифов, не имеющих никакого отношения к реальности. Вопрос применения профессиональных стандартов был рассмотрен и закреплен уже в начале разработки с соответствующим постановлением правительства. Видно, что исходно полагалось применение профстандартов в двух сферах: в сфере образования и в сфере труда. Заметим, что применение в сфере труда на сегодняшний день менее освоено, чем в сфере образования. Риск неправильной трактовки данного положения – «применение профстандартов обязательно» – в формировании кадровой политики, в управлении персоналом, в аттестации и т. д. привел к тому, что данный пункт с 1 июля в соответствии с постановлением правительства свою силу утратил. Из документа его убрали, но аналогичная формулировка сохранилась в приказах, которые утверждают профстандарты в сфере образования. Среди работников какой бы то ни было системы существует привычка: прочитали приказ – начали его исполнять. Но нормирование того, как применять профстандарт при тарификации, при установлении оплаты труда, при разработке должностных обязанностей и т. д., находится не в приказе, а в других документах, до которых, как обычно, руки не доходят. В некоторых сферах применение профстандартов не так обязательно, то есть там оно равнозначно квалификационному справочнику или документу методического характера. И вот получается, что применение профессионального стандарта является обязательным при решении двух задач, причем одна из них относится к системе образования, а другая – к управлению кадрами. Если говорить об образовательной сфере, то также нужно знать, что, например, педагога нельзя нагружать дополнительной деятельностью без его согласия, куда отправлять учителя на профпереподготовку, решает работодатель. Эти и многие другие нюансы применения профессионального стандарта были разобраны среди мастеров своего дела – директоров московских колледжей и их заместителей. После десятиминутного ликбеза в сфере профессионального стандарта было снова предложено задание для команд. Звучало оно так: «Из предложенных трудовых функций сформировать должностной функционал: преподаватель, мастер производственного обучения, методист, старший методист, куратор». Через несколько минут и с этим заданием участники съезда справились без труда. Следующий тренд касался проведения ГИА по профессиональным СПО по методике WorldSkills. Многие студенты колледжей сдали итоговую аттестацию по методике WorldSkills Russia более чем по 22 компетенциям. Насколько эффективным оказался данный опыт и какие перспективы ожидаются, рассказала Валентина Николаевна Андреева, заведующая лабораторией Московского центра качества образования.- Мы еще не успели отойти от быстрого темпа подготовки к ГИА по WorldSkills в июне 2016 года, как нас с вами уже ожидает новая волна подготовки к демонстрационному экзамену за 2016-2017 учебный год, – заметила Валентина Николаевна. – У юристов Департамента образования уже находится положение по этому экзамену. В ближайшие дни оно будет утверждено. В октябре планируется проведение совещания по этому вопросу. Но точно можно сказать, что резких изменений не ожидается. Но вводятся два срока: для тех выпускников, которые завершают обучение с временными рамками в два с половиной года, будет введен дополнительный демонстрационный экзамен в январе 2017 года. Все остальные выпускники будут сдавать этот экзамен в июне. Экзамен проводится по двум формам: 1) по методике в соответствии со стандартами WorldSkills c вводом результатов в международную информационную систему CIS; 2) с элементами методики привлечения к данному экзамену экспертов, но с лишением их права вводить результаты в систему CIS. Эксперт для второй формы должен иметь номерной сертификат. Дальше Валентина Николаевна пояснила, как будет проводиться демонстрационный экзамен, как к нему документально подготовиться, что нужно делать за два месяца, за месяц, за неделю, за семь дней до начала экзаменов. Кроме того, попутно был разрешен возникший вопрос по экзаменам. В этом году колледжам проведение демонстрационного экзамена не засчитали, поэтому он не повлиял на рейтинг учреждений. Третье задание участникам предстояло выполнить на компьютерах, которые имелись на столах. Нужно было разработать регламент проведения демонстрационного экзамена по методике WorldSkills в рамках проведения ГИА по методике СПО. Заместитель директора по организации образовательного процесса колледжа связи №54 Ирина Григорьевна Бозрова рассказала о том, как готовить из студентов победителей олимпиад. Колледж уже имеет различные награды, к каждой своей победе студенты и педагоги шли тяжело, но упорно трудились и добились своего. За последнюю олимпиаду всероссийского уровня у них в копилке появились еще две медали – серебряная и золотая. Надо сказать, что структура олимпиады, которая была представлена для колледжей, многих шокировала. Было много заданий, к которым требовалась комплексная подготовка. В короткие сроки нужно было готовить студентов по огромному объему заданий, практически по всем дисциплинам учебного плана, и все это со знанием английского языка. В этом же формате будут олимпиады и в нынешнем учебном году. Успех на олимпиаде – это командная работа. Ирина Григорьевна поделилась подсчетами: сколько человек понадобилось, чтобы их медалисты получили свои награды. Оказалось, около 15 человек на студента. На что уже сейчас надо обратить внимание: на информационные ресурсы, на технические ресурсы, нужные для подготовки к олимпиаде, на финансовые ресурсы, конечно же, на кадровые ресурсы, на ресурсы социальных партнеров. Необходимо изменить роль и методику преподавания учителей и мастеров. Это связано с тем, что для лучшего усвоения знаний студент должен работать с тем преподавателем, которому он больше доверяет. Здесь замешана психология. И все ухищрения не сработают, если не найти для студентов сильную мотивацию. Если попытаться составить «дорожную карту» для подготовки к олимпиаде, то выглядеть она будет следующим образом: – выявить одаренного студента;- найти лидеров;- закрепить роль мастеров в соответствии с нормативно-правовой базой;- создать индивидуальные программы для одаренных студентов;- подготовить кадры;- поговорить с родителями (чтобы оказывали поддержку ребенку при подготовке);- работать с социальными партнерами (чтобы любое необходимое оборудование или любую другую поддержку можно было быстро найти);- отслеживать результаты.Это же и было вынесено в качестве задания: разработать «дорожную карту». Форсайт-площадка получилась крайне информативной и полезной, как отмечают сами ее участники. Каждый смог вынести что-то необходимое для себя, а кроме этого, поучаствовал в интересных командных заданиях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте