С одной стороны, очевидно, что все нуждались в психологической поддержке, с другой – обратиться за ней не хотел никто. Почему? Ведь практически у всех детей (а в гимназии был представлен возраст от 6 до 11 лет) присутствовали признаки депрессивного состояния вследствие конфликтов между родителями, у многих из них наблюдался недостаток внимания. Приобретение навыков собственной социализации происходит крайне медленно и непоследовательно. Следствием этого становятся повышенная агрессивность или заторможенность и пассивность. Кроме того, я заметила, что в школьном образовании практически отсутствуют предметы, стимулирующие творческую активность, формирующие самостоятельность мышления. И как результат – многим детям сложно проявить потенциал воображения, полно и всесторонне раскрыть свою личность.
Где же выход из ситуации? Интегрировать психологические навыки в непосредственный процесс обучения. У меня родился план: включить в контекст уроков игры, развивающие у детей творческое мышление. По моему мнению, реализация такой методики должна поднять успеваемость, снять депрессии, фобии, неврозы. Но моя мысль шла вразрез с общим мнением педагогического коллектива.
Первым, кто меня активно поддержал, был учитель математики и астрономии. С ним вместе мы разработали уроки, куда включались мини-спектакли с участием детей. Например, разыгрывали вращение планет вокруг Солнца. Дети изображали планеты походкой, цветом одежды, речью, движениями. Не занятые в этом процессе ученики создавали комментарии к происходящему. Домашним заданием было описать, как изученные принципы применяли и применяют люди в их повседневной жизни.
Уроки математики мы стремились проводить на природе, рассказывая ребятам о происхождении мер длины, площади и времени. Дети с удовольствием исследовали геометрические фигуры, составляющие математическую основу реальных предметов. Такой подход демонстрирует связь наук между собой и с повседневностью. Подобное ведение уроков облегчает педагогу и психологу путь к проблемным детям и собственно их творческому самовыражению.
Эти экспериментальные уроки мы с учителем математики проводили вместе, что, по нашему глубокому убеждению, усилило их эффект. Дети, у которых в семьях часты конфликты, подсознательно перенимали наши положительные установки межличностного общения. На уроках я выступала как ученик, наравне с детьми, помогая им научиться учиться.
Наш опыт показал, что подобные методики позволяют создать условия, в которых учащиеся с готовностью и удовольствием воспринимают информацию, живо участвуют в ее обсуждении, стремятся выступить с сообщениями о своих наблюдениях, исключительно правильно формулируют возникающие вопросы. Организуя таким образом занятия, мы параллельно оказываем психологическую и психотерапевтическую помощь. Как результат – усиливается доверие детей друг к другу и взрослым. Сама атмосфера становится более доброжелательной. Процесс творчества объединяет людей, создавая тем самым мостик доверия. Дети, общение которых с коллективом изначально было затруднено, становятся более контактными, способными решать проблемы самостоятельно.
Марина КУЗЬМИНА
Комментарии