В современном мире появляются новые факторы, угрожающие безопасности детей. Одним из них является кибербуллинг. Но что мы, взрослые, можем сделать, чтобы защитить детей? Ответ прост: научить их правильно относиться к данной проблеме. А для этого в первую очередь сами педагоги должны в полной мере владеть информацией и разбираться в вопросе.
С 2019 года в Школе в Капотне организовано обучение педагогов по теме «Буллинг. Кибербуллинг». Причем это не только курсы повышения квалификации, вебинары, проводимые внешними организациями, но и семинары, организованные педагогами и специалистами школы. Мы хотим поделиться опытом проведения данных семинаров-практикумов.
Какие цели и задачи мы ставили перед собой?
Во-первых, привлечь внимание педагогов к проблеме буллинга в целом, ознакомить с особенностями кибербуллинга и способами профилактики в современной школьной среде.
Рекомендуем начинать данную работу с опроса педагогов. Необходимо выяснить имеющиеся дефициты и составить план работы. Для коллектива нашей школы актуальными явились такие направления, как: общие сведения о типах онлайн-рисков, знакомство с опытом профилактики буллинга в мире; формирование представлений об участниках буллинга, особенностях и формах кибербуллинга; способы профилактики кибербуллинга в подростковой среде; памятки и рекомендации для использования в профилактической работе с обучающимися и просветительской работе с родителями.
Можно выделить следующие отличительные особенности проводимых в нашей школе мероприятий: семинары-практикумы носят интерактивный характер, для закрепления усвоения теоретического материала участники семинара выполняют практические задания; участники объединены в группы по 4‑6 человек; к каждому этапу семинара подготовлены информативные слайды, иллюстрирующие тему, вопросы для участников семинара, раздаточный материал; в ходе семинара запланировано знакомство педагога-психолога с обобщенными результатами анкетирования обучающихся школы по вопросам буллинга; структура семинара продумана, интересна, технологична.
Семинары были успешно апробированы в Школе в Капотне в декабре 2019 года в очном формате, в 2020 году версия была адаптирована для проведения в онлайн-формате.
В работе семинаров приняли участие 80% педагогов образовательной организации, среди них классные руководители, учителя-предметники, воспитатели, специалисты.
Итак, какие основные сведения, на наш взгляд, должны получить педагоги, чтобы успешно проводить профилактическую работу и в случае необходимости противостоять «врагу»?
На первом этапе семинара-практикума организаторы (заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог) знакомят слушателей с видами рисков, связанных с информационной средой. Это контентные, потребительские и электронные риски, а также коммуникационные риски, связанные с межличностными отношениями пользователей и включающие в себя незаконные контакты, киберпреследование, киберунижение через чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, блоги.
К коммуникационным рискам относится буллинг – повторяемое и агрессивное поведение, направленное против сверстников в школьной среде и характеризуемое дисбалансом власти между агрессором и жертвой.
Также участникам семинара предоставляется информация о мировом опыте профилактики буллинга в мире. Например, «карта позитивной отчетности» (Бельгия), программа «Патвейс» (самоутверждение и самоуважение школьников, Ирландия), программа SEBS (социальные, эмоциональные и поведенческие навыки, Англия). Негативным проявлением несформированности социальных навыков и является буллинг.
После первого, вводного, этапа участники семинара приступают непосредственно к раскрытию темы буллинга.
– Каждый из нас знаком с понятием буллинга, – говорит учитель начальных классов Мария Шалаева, – но никто не может утверждать, что знает о проблеме достаточно.
Участники семинара получают сведения о видах буллинга (физическая агрессия, вербальный буллинг, запугивание, изоляция, вымогательство, повреждение имущества, кибербуллинг), основных факторах, провоцирующих данное явление, категориях участников буллинга (преследователи (агрессоры), жертвы, помощники преследователей, защитники жертв, нейтральные участники).
Потенциальными жертвами буллинга могут стать различные категории детей. И в эту группу могут попасть как неуспешные, по мнению сверстников, дети (неудачники, некрасивые, слабые), так и наоборот – дети, выделяющиеся достижениями, внешностью, социальным статусом. В этом и заключается опасность буллинга – широкий охват и непредсказуемость.
На следующем этапе семинара происходит изучение особенностей кибербуллинга. Кибербуллинг (cyber-bullying) – агрессивное умышленное действие, совершаемое одним лицом или группой лиц с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное время в отношении жертвы, которой трудно защитить себя.
В настоящее время нет строгого разделения между онлайн- и офлайн-реальностью. Следовательно, и буллинг может быстро переходить из одной среды в другую. Основное отличие – при буллинге в реальной жизни коммуникация ведется напрямую между участниками, при кибербуллинге – через компьютер или мобильные устройства.
Три аспекта интернет-коммуникации – анонимность, доступность, дешевизна – позволяют использовать Интернет как инструмент влияния.
Кибербуллинг привлекателен и для тех подростков, кто в реальной жизни часто является жертвой буллинга, а в онлайн-коммуникации может перейти на позицию преследователя (так называемые хамелеоны). Интернет-среда создает благоприятную почву для инверсии ролей.
Исследования (2009‑2010 гг.) в 26 европейских странах, включая Россию, показали, что каждый пятый подросток в Европе (19%) и каждый четвертый в России (23%) были жертвами травли офлайн и онлайн. По данным опроса в Великобритании (2017 г.), 17% подростков и молодежи в возрасте от 12 до 20 лет сталкивались с кибербуллингом, из них 26% – часто. Данные о частоте столкновений с кибербуллингом свидетельствуют о масштабе проблемы.
Существует связь между интернет-активностью пользователей и частотой возникновения ситуаций кибербуллинга. Молодые и активные пользователи Интернета чаще оказываются в ситуациях онлайн-травли.
– Несмотря на то что я имею достаточно большие сведения о буллинге, – отмечает учитель истории и обществознания Надежда Голубева, – школьные семинары значительно расширили мои знания в этой области.
Педагоги знакомятся с основными формами кибербуллинга, отличающиеся по способу взаимодействия между участниками и тяжестью последствий: исключение, изоляция, издевательство, раскрытие (аутинг), фрэпинг, фейковые аккаунты, кэтфишинг, диссинг, надувательство, троллинг, хеппислепинг.
Важный вопрос, который выносится на обсуждение, – это сигналы кибертравли.
– Мне как классному руководителю, – считает учитель иностранного языка, классный руководитель 7‑го класса Татьяна Трофимова, – важно уметь распознавать признаки кибербуллинга.
О кибербуллинге могут свидетельствовать скрытость, подавленность, нежелание идти на контакт с друзьями и родителями, избегание школы, компаний, дезадаптация, девиантное поведение, снижение успеваемости, прогулы.
В отличие от буллинга у родителей меньше шансов узнать о травле ребенка, происходящей в онлайн-среде. Подростки уверены в своих силах, не считают нужным прибегать к помощи взрослых, так как, по их мнению, это может характеризовать их как маленьких детей. К тому же признание может послужить поводом для отключения от виртуального пространства, что, на взгляд некоторых из них, страшнее травли.
Последствия кибербуллинга в психологическом плане могут появляться в снижении самооценки подростка, потере уверенности в себе, психических расстройствах, чувстве тревоги, страха, развитии паранойи, нарушении психического развития.
В ходе семинаров участники выполняют практические задания, решают кейсовые задачи.
– Несомненно, важным вопросом для каждого педагога является знание способов профилактики кибербуллинга в коллективе подростков, – констатирует социальный педагог Наталья Мычкова.
Образовательная организация должна выработать систему профилактики кибербуллинга в школьной среде:
1) этапы профилактики буллинга: диагностический (мониторинг обучающихся 5‑8‑х классов и родителей), просветительский (изготовление буклетов, распространение памяток о пресечении кибербуллинга, выступления на классных часах и встречах с родителями, консультирование подростков), реализация профилактической программы (групповые занятия, тренинги с обучающимися специалистов службы психолого-педагогического сопровождения);
2) принципы работы с проблемой буллинга (конфиденциальность, этапность, отказ от обвинений, запрет на насилие, комплексность, индивидуальный подход, междисциплинарный принцип работы);
3) основные направления психолого-педагогической работы с подростками (создание условий недопущения кибербуллинга, прекращение стрессового воздействия, развитие навыков стрессоустойчивости);
4) методы работы с подростками (игровая терапия, арт-терапия, психогимнастика, киновидеотерапия, тренинги, консультации).
– В ходе семинара мы приобрели уверенность в том, – резюмирует заведующая учебной частью Татьяна Шиптей, – что правильные действия взрослых помогают преодолеть проблемы кибербуллинга. Сведения, полученные на данном семинаре, являются полезными, а поднятые для обсуждения проблемы – актуальными.
Практика показывает, что знание особенностей механизма кибербуллинга позволяет максимально эффективно справляться с кибертравлей, а просвещение всех потенциальных участников ситуации кибербуллинга, обсуждение ситуации кибербуллинга взрослыми (родителями, педагогами) и самими подростками способствует решению проблемы.
Опыт работы школы по обучению педагогов оценен педагогическим сообществом – разработка получила призовое место на городском конкурсе педагогического мастерства в сфере профилактики негативных проявлений «Инновационное решение»-2021.
Светлана КАМАНИНА, заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию Школы в Капотне
Комментарии