search
main
0

Когда успех – реальность

Или как ВПР перестали быть пугающим событием: конкретные советы и рекомендации

Уже второй год современный мир живет в условиях новой цифровой реальности. Пандемия, охватившая всю планету, беспощадно диктует человечеству новые реалии существования. Особенно сильно ощущаются эти изменения в сфере образования.

Наталья МИРЗОЕВА

Если еще недавно педагогов заботило повышение уровня мотивации современного ученика, то уже в последнее время основной и самой значимой задачей стала продуктивная организация цифрового образовательного процесса. Казалось, что наши ученики, столь хорошо владеющие современными технологиями, очень легко вольются в такой процесс обучения, но на практике все случилось иначе…

Не буду долго говорить о психологических особенностях десятилетнего ребенка, но нельзя не учитывать тот факт, что у ученика начальной школы недостаточно развит уровень самоконтроля и самомотивации. Эта особенность не может удержать его от соблазна, сидя у экрана своего гаджета, занять себя более интересным, по его мнению, делом, будь то компьютерная игра или просмотр увлекательного видеоконтента.

Из собственного опыта знаю, что множество различных цифровых обучающих платформ предлагают разнообразные и довольно оригинальные способы подготовки к ВПР. Но все ли участники образовательного процесса готовы к такому обучению? Сейчас я говорю о неспособности многих школ в малых городах и селах быстро и без потерь перейти на новый цифровой уровень образования. Это связано с тем, что большое количество детей из сельских школ не только не имеют качественных гаджетов для дистанционного обучения, но и о скоростном Интернете знают только понаслышке. В больших многодетных семьях обучение становится постоянной борьбой за учебное время у компьютера. Но даже когда все это есть, все понимают, что реальная проверочная работа – это не компьютерная игра или электронная тестовая работа, не просмотр обучающих роликов и видеоуроков, а активизация различных умственных процессов – памяти, логического мышления; реализация различных навыков – умения находить, сравнивать, анализировать, сопоставлять информацию, ставить цели, планировать, решать задачи, использовать накопленный опыт. И всему этому не может научить только компьютер.

На помощь учителю наравне с электронными ресурсами пришли уже хорошо знакомые и полюбившиеся пособия «ВПР. Типовые задания» издательства «Экзамен», над которыми работала организация, разрабатывающая Всероссийские проверочные работы. Это Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) (https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/). Благодаря совместной работе замечательных авторов и разработчиков ВПР эти издания не знают себе равных. Они стали советчиками и помощниками как для педагогов и учеников, так и для их родителей, для глубокой и результативной подготовки к ВПР. Эти пособия успешно прошли экспертизу ФИОКО (информацию можно просмотреть на сайте https://fioco.ru/экзамен).

Основная цель таких тренировочных заданий – это систематизация знаний и умений по учебным предметам, приобретенных учащимися за время обучения в начальной школе. Выполнение предлагаемых типовых заданий дает возможность учащимся получить реальное представление о количестве заданий, их структуре, форме, об уровнях сложности, о требованиях к записи ответов, а также научиться правильно распределять время при выполнении такого вида работ.

В условиях пандемии на плечи родителей выпускников легла достаточно сложная задача – совместно с педагогами контролировать процесс обучения, помогать своим детям понять, какие разделы по предметам освоены лучше, при выполнении каких возникают затруднения. В «ВПР. Типовые задания» четко и коррект­но проведен инструктаж. Инструкции написаны простым и понятным языком. Это позволяет всем участникам образовательного процесса детально изучить и распланировать свою деятельность. Особенно это актуально для родителей, которые о ВПР знают лишь поверхностно.

Новые издания теперь выпускаются в трех форматах, по каждому предмету: «ВПР. Русский язык», «ВПР. Математика», «ВПР. Окружающий мир». Можно приобрести 10, 15 и даже 25 вариантов типовых заданий. Это позволяет наладить индивидуальный подход, так как скорость и объем усвоения материала у всех детей разные – если одному ученику для отличного результата достаточно 10 вариантов, то другому необходимо большее количество тренировочных вариантов для закрепления знаний. Хотелось бы отметить еще один плюс данного издания, в котором все задания и формулировки полностью соответствуют вариантам ВПР. В различных учебниках много подобных заданий, но формулировки иные, требуют дополнительных объяснений и уточнений. Это бывает затруднительным, если ребенок находится на дистанционном обучении либо занимается самостоятельно или с родителями.

Часто учителей обвиняют в натаскивании учеников на однообразные виды работ. Но те, кто знаком с изданиями «ВПР. Типовые задания», знают, что задания регулярно меняются и обновляются. Каждый год появляется что-то отличное от предыдущих изданий. Даже взрослый человек, попадая в ситуацию неизвестности, теряется и паникует, но стоит только раз продемонстрировать ожидаемый от него результат, и тут же появляется уверенность в своих силах. Что же тогда говорить о детях?! Благодаря этим изданиям Всероссийские проверочные работы уже давно перестали быть для них пугающим и волнующим событием. Да, это ответственно! Но для того, кто активно занимается и готовится по предложенным изданиям, это лишь способ получить удовольствие от уверенности в своих знаниях и побыть в ситуации реального успеха.

Хотелось бы провести краткий обзор новых изданий «ВПР. Типовые задания».

Пробегая по страничкам пособия «ВПР. Математика. Типовые задания» И.В.Ящен­ко, Г.И.Вольфсон, И.Р.Высоц­кого издательства «Экзамен», сразу обращаешь внимание на то, что все так же в заданиях 1 и 2 проверяется счет в пределах сотни и решение выражений на порядок действий, что очень актуально для начальной школы. Далее идут задания, которые основаны на задачах в одно или несколько действий, встречающихся в повседневной жизни (расстояние, время, стоимость, объем и площадь), что позволяет учащимся представить себя в различных ролях. Это увеличивает мотивацию и вызывает интерес. Выполняя задания, учащиеся также тренируются в умении ориентироваться в календаре, таблице, чертеже, правильно рассчитывать время. Такие задания могут разнообразить любой урок математики, и не только. Большое внимание в новом издании уделяется заданиям социального значения (родственные связи, возраст членов семьи, умение составлять схемы на основе данных). Такие задания могут быть актуальны на любом уроке. Хочется отметить, что одно из самых популярных у ребят заданий – №11 (на ориентацию в пространстве), в новом издании они стали более разнообразными и близкими к жизненным.

Одной из самых сложных, по мнению учеников, является ВПР по русскому языку. Но после нескольких тренировочных уроков ребята меняют свое мнение и с интересом разбирают новые варианты. Что увлекательного нас ждет в новом издании «ВПР. Русский язык. Типовые задания» под редакцией Л.Ю.Комиссаровой? Все так же неизменным остается диктант, который проводится в первый день ВПР по русскому языку. Задания к нему абсолютно идентичны заданиям на Всероссийской проверочной работе. Они нацелены на умение находить однородные члены предложения, найти необходимое, подчеркнуть главные члены предложения и обозначить, какой частью речи является каждое слово. Вторая часть «ВПР Русский язык Типовые задания» не претерпела особых изменений, а стала лишь разнообразнее благодаря большому количеству новых вариантов. Все также есть задания на знание орфографических, орфоэпических норм, синтаксиса и пунктуации. Очень важно, что в данном издании ведется активная работа над лексической стороной речи (лексическое значение слов). Хочется отметить, что тексты для второй части довольно разнообразны и богаты интересной информацией.

Всегда самой интересной и очень насыщенной является ВПР по окружающему миру. Этот предмет настолько многогранен, что чаще всего невозможно спрогнозировать результат. Дополнительной литературы для подготовки именно к предмету «Окружающий мир» всегда много, что увеличивает количество необходимой для усвоения информации. Можно сказать, что и пособие «ВПР. Окружающий мир. Типовые задания» под редакцией Е.В.Волковой, Г.И.Цитович не является исключением, а скорее является идеальной моделью. Данное пособие насыщено различной информацией, которая помогает выявить уровень освоения учащимися программы начальной школы. Практически все задания основаны на жизненном опыте ребенка, полученном в различных ситуациях. Много и теоретических заданий, где проверяются элементарные знания географии, зоологии, анатомии человека. Особое внимание уделяется определению значимых дат и государственных праздников, умению работать с календарем. Есть задания на знание особенностей своего региона (названия своего населенного пункта, главного административного города республики или региона, значимые культурные памятники, традиции, животные, растения). Также есть задачи, основанные на описании экспериментальной деятельности, в результате которой развиваются умения анализировать, систематизировать, наблюдать за изменениями в течение всего эксперимента и описывать свой опыт.

Нельзя не отметить удобную для всех участников учебного процесса систему оценки. Она полностью соответствует системе оценки ВПР. В заданиях, где есть вариант выбора ответа, оценивается точная формулировка, но есть задания, в которых ответ может быть написан в свободной форме, что позволяет педагогу учитывать умение учащихся моделировать ситуацию, представлять различные данные, анализировать и решать учебные задачи. Пояснения к каждому виду ответов доступны для понимания и детям, и взрослым. Если подготовка ведется систематически, то в итоге мы получаем ученика, способного с легкостью выполнить все задания Всероссийской проверочной работы. Уверена, что каждый педагог, использующий в своей практике пособие «ВПР. Типовые задания» издательства «Экзамен», не нуждается в дополнительной литературе, а тем более в поиске правильно структурированной информации, он может работать с изданием не только при подготовке к Всероссийским проверочным работам, но и на любом, даже самом рядовом уроке.

Огромное спасибо авторам и разработчикам Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Ящен­ко, Г.И.Вольф­сон, И.Р.Высоц­кому, Е.В.Волковой, Г.И.Цитович, а также издательству «Экзамен» за столь полезные и незаменимые для подготовки к ВПР младших школьников издания! Очень хочется надеяться, что скоро пандемия отступит. Школьная жизнь вновь войдет в свое привычное русло. Снова начнутся Всероссийские проверочные работы, и ребята всей страны покажут отличные результаты! Ведь как сказал Сергей Кравцов: «Дистанционное обучение никогда не заменит традиционного очного…» Удачи и отличных результатов!

Наталья МИРЗОЕВА, учитель начальной школы высшей категории лицея №1 имени К.С.Отарова, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, г. п. Тырныауз, Кабардино-Балкарская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте