Геннадий ЗЫРЯНОВ, председатель Комитета администрации Алтайского края по образованию:
– На 2002 год мы не ставим задачу выхода каждой сельской школы в интернет. Первый этап – компьютеризация сельских школ. А следующий – создание локальной сети и выход в интернет.
Есть ряд объективных факторов, которые нас заставляют сегодня вплотную заниматься проблемой информатизации. Алтайский край очень разбросан территориально, у нас огромное количество сельских, в том числе малочисленных школ. И какие бы мы средства ни изыскивали, чтобы укрепить материальную базу этих школ, мы не сможем этого сделать, тем более в условиях хронического недофинансирования отрасли. В начале октября мы начнем получать компьютеры по федеральной программе компьютеризации сельских школ. Мы – один из немногих регионов, который полностью выполнил свои финансовые обязательства, выделив огромную для нас сумму – 20 миллионов из краевого бюджета. Это действительно будет прорыв. Потому что в конечном итоге компьютеризация решает главную задачу – повышает качество образования и обеспечивает его доступность.
Юрий ПЕРВИН, директор негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования детей и подростков “Роботландия”, учитель информатики Филимоновской сельской школы Ярославской области:
– Для меня интернет – повседневный инструмент. Я не могу себе представить такую ситуацию, которая часто случается в Приморском крае, когда отключают электричество на 12 часов.
В 1985 году я пережил революцию информатизации образования. Тогда много говорили о том, что компьютер, который придет в школу, – это панацея от всех бед. Мы убедились, что это не так. Теперь, когда появился интернет, многие о нем тоже говорят как о панацее. Мол, в интернете все есть, давайте научим ребенка пользоваться интернетом, и тогда учителя не будут нам нужны. Я принципиальный противник этой идеи. На мой взгляд, в наше время учитель еще нужнее. Вспомните фильм Аллы Суриковой “Человек с бульвара Капуцинов”. Приехал в городок мистер Фест и стал внедрять свою идею улучшить мир средствами кинематографа. А потом приехал мистер Секонд и теми же самыми средствами, читай интернетом, вызвал обратный эффект. Из интернета можно получить богатейшие информационные фонды, все, что нужно для урока. А можно – порнографические картинки, пошлейшие анекдоты. Конечно, нужен учитель, который скажет, что такое хорошо и что такое плохо.
Вера Перкова, Новосибирск, директор центра информационных технологий:
– Центр информационных технологий у нас существует уже пять лет, и именно на его базе открылся региональный центр Федерации Интернет Образования. Главная наша цель – создание регионального образовательного ресурса. РЦ ФИО прежде всего очень здорово помогает нашим сельским учителям, которые раньше не всегда могли приехать в областной центр – не было средств. Правда, одна из важнейших задач на сегодня – это мониторинг тех людей, которые прошли курсы интернет- образования. Ведь зачастую, как показывает статистика, полученными знаниями пользуются лишь немногие, примерно 10 процентов.
Виктор Хлебостроев, технический директор Воронежского РЦ ФИО:
– Основа жизненного успеха – общение с людьми. Интернет в этом плане универсальное средство. Общество уже не может без него жить. В Воронеже центр интернет- образования появился в числе первых. Здесь уже прошли подготовку 760 слушателей, в том числе 150 руководителей образовательных структур и 210 учителей информатики.
Алексей Бадлуев, заместитель министра образования Бурятии:
– Что значит интернет в моей жизни? Да у меня каждое утро начинается с того, что просматриваю электронную почту, те или иные сайты. Наш региональный центр интернет-образования открылся в числе последних – 6 сентября. Кстати, мы уже давно работаем над созданием республиканской корпоративной информационной системы. И, естественно, открытие регионального центра Федерации Интернет Образования нам в этом поможет. Пока что обучение компьютерной грамотности наших учителей проходило на базе института усовершенствования учителей. Вы бы посмотрели на наших сельских педагогов, которые впервые попадали в классы ФИО. Они, войдя в здание, разговаривали шепотом, относились ко всему с таким благоговением. Сельские учителя на время этих курсов проживают у нас в профилактории, где проходят вдобавок ко всему еще и курс профилактического лечения.
Данила Серых, районный центр внеклассной работы города Самары:
– Я веду кружок археологии, и мне сейчас сложно представить свою жизнь без Интернета. Владеть компьютером на уровне пользователя я научился еще в школьном возрасте. Остальные операции изучил позже, специальных курсов не проходил. Интернет помог мне найти новые формы работы с детьми. Так мы разработали игру “Загадочная персона”, она получила даже грант “Прожект Хармони”. Суть игры – в переписке с тремя загадочными персонажами самарской истории, отгадывании и ответах на вопросы Персон. При подготовке ответов участники могли использовать любые ресурсы, включая сайты интернета. После переписки проходил чат с Персоной и Архивариусом, ведущим игры. Благодаря интернету у нас проводятся и краеведческие викторины. Проект “О, Волга, колыбель моя” объединяет все краеведческие находки ребят в WEB-среду.
Алена ВЛАЗНЕВА, главный методист областного центра информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области:
– Для меня и для моих коллег интернет – не только информационная среда, не только среда обитания, в которой совершенно комфортно чувствует себя молодое подрастающее поколение, для меня интернет – среда для творчества. Мы сами разрабатываем методики образовательных интернет-проектов и организуем образовательные интернет-игры.
Мне кажется, у педагогов пока нет мотивации использования интернета. Учитель комфортно себя чувствует с теми средствами обучения, к которым он привык – мел, доска, плакат, в лучшем случае слайд, видеофильм. Так будет, пока мы не покажем учителю, почему надо использовать интернет, почему это лучше, чем традиционные средства. При этом нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, при существующей классно-урочной системе сложно использовать интернет-технологии и телекоммуникационные технологии на уроке. Большинство электронных учебников рассчитаны на внеурочные занятия. Во-вторых, учитель не владеет технологиями, которые сегодня предлагаются. В-третьих, проведя шесть уроков, получив за это зарплату, многие учителя неохотно идут на то, чтобы в свободное время и при том бесплатно заниматься интернет-проектами. Если бы существовала дополнительная ставка или какое-то материальное поощрение, внедрение информационных технологий шло бы гораздо эффективнее. Например, в Омске введен целый институт кураторов сетевых проектов. Это педагоги, свободные от почасовой нагрузки, они занимаются только тем, что привлекает своих коллег и ребят к сетевым инициативам.
Елена Ганжа, учитель английского языка и граждановедения, СШ N 124 города Самары:
– Я учитель обычной школы, она хоть и не оборудована компьютерным классом, тем не менее активно участвует в различных международных проектах, в том числе и тех, которые мы создаем сами. У нас есть английский сайт, сделанный нами без посторонней помощи. В школе всего один компьютер. Но, к счастью, у нас в городе работает интернет-центр. Мы с ФИО договариваемся и идем с ребятами туда работать.У нас преподается граждановедение, и для его изучения без интернета не обойтись.
Что значит в моей жизни интернет? Свой сайт я пока создать не могу, только год назад у меня появился дома компьютер. Я тут же подключилась к интернету, потому что поняла – это самый быстрый способ получения информации. Кроме того, это связь со всем окружающим нас миром. Сейчас у меня появилась масса друзей по переписке. В ближайшем времени я планирую пройти курсы повышения квалификации в региональном центре интернет- образования. Я работаю в школе третий год и убедилась – интернет в школе необходим. Ребята действительно в компьютере разбираются лучше, чем учителя. Есть дети, которые говорят педагогу: “Посмотрите на мою страницу в интернете”. Даже в нашей школе многие учителя удивленно меня спрашивают: “Лена, неужели ты умеешь пользоваться интернетом?”.
Сергей ЛАЗАРЕНКО, преподаватель Нефтеюганского регионального центра ФИО:
– Для меня интернет – это способ представления информации. У нас в региональном центре ФИО собирается тематический банк всех выпускных работ. И учителя, вернувшись после курсов на свои рабочие места, всегда могут им воспользоваться.
Считается: пока не проведешь в интернете как минимум шесть часов, не поймешь, что это такое. Наши слушатели на второй день “заражаются” интернетом. И все оставшиеся 8 дней из него не вылезают. И потом не могут без этого жить. Учителям особенно интересны визуальные материалы, которых не хватает в школе. Они ищут их в интернете, собирают в общую папку и затем каждый увозит с собой компакт-диск с огромным количеством информации.
Каждый наш выпускник заводит свой электронный адрес, и мы постоянно поддерживаем с ними связь. Недавно пришло письмо из Когалыма. Математик, которая у нас училась, пишет, что вышла на другой виток преподавания. И полшколы заразилось ее примером. Даже учителя начальных классов пытаются применять информационные технологии в обучении.
У нас в городе цены на услуги провайдеров высокие, 40-50 рублей в час, и ребята разоряют родителей интернетом. Проблема в том, что, как правило, интернетом интересуются одаренные дети. А у таких детей нередко возникает мысль что-нибудь взломать. Одаренный ребенок, как правило, знает язык программирования, знает и всю техническую сторону дела. До того, как прийти в центр ФИО, я работал в школе, сам видел, как старшеклассники “заражаются” компьютером. Им больше ничего не надо: они не гуляют, друг с другом по модему общаются. В этом возрасте компьютерные игры отходят на второй план. В 11-м классе ребята уходят в жесткое программирование, создают свои программы для управления другим компьютером, например. Могут украсть с компьютера одноклассника музыку, “взломав” пароль. Уже после окончания 10-го класса такие ребята, как правило, устраиваются в какую-нибудь компьютерную фирму, работают в ней весь 11-й класс, набираются опыта и потом легко поступают в технический вуз.
Комментарии