search
main
0

Когда учитель – волшебник

А души детские поют

Учитель Наталья Сергеевна Корольчук для работы с детьми в классе купила песочные часы. Они ставят их перед собой и засекают время, кто сколько сможет молчать. Самое главное – научить детей молчать, чтобы они могли слушать. И ребятам очень это понравилось. Они снова просят: «Давайте «включим» песочные часы».

 

Образ, слово, мелодика – это то, чем наполняется душа ребенка на уроках музыки и литературы. Еще совсем недавно в школах дети пели военные песни, народные, была даже очень мелодичная эстрада, «Надежда» в исполнении Анны Герман, к примеру, или «Олеся» ансамбля «Сябры». А когда душа у человека не поет, чем ему жить?

Вот и решила Наталья Сергеевна: надо побороться за детские души! А она учитель немецкого и английского языков школы №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло в городе Долгопрудном Московской области. Не лаптем щи… Но особое внимание Наталья Сергеевна уделяет истории родного языка. А когда начала она детям напоминать об их коренном, начальном языке, школьники стали преображаться. И поняли и учитель, и дети, что церковно­славянский язык – основа нашего русского, родного, его опора и живительная сила. На церковнославянском языке, вспоминаю мысль учителя моих прадедов Сергея Александровича Рачинского, не написана ни одна вредная книга.

Чистописанием и азами словесности так увлеклись в школе №3 имени летчика Гастелло, что даже мастер-класс традиционной каллиграфии с гусиными перьями устроили. Посвятили его 220‑летию со дня рождения А.С.Пушкина. И батюшку православного пригласили в школу. Иерей Вячеслав Осипов рассказал детям о славянской азбуке, о равноапостольных Кирилле и Мефодии, о том, какое благо принесли они славянским народам, сделав азбуку доступной им. И для преподавателей праздник, и для родителей, даже сотрудники детских садов пришли на мастер-класс.

Наталья Сергеевна замечает: когда ребенок осмысленно и старательно выводит перышком на бумаге свои фамилию, полное имя, отчество, это выстраивает его внутренний мир, самосознание, возвышает, призывает к ответственности. Он, оказывается, не просто Петька, а Петр Николаевич.

Надо сказать, что дети в наших школах учатся не только русские. Кавказские и азиатские дети в каждом классе теперь обычное явление. Если в советское время для нерусскоязычных детей были разработаны специальные учебники, в том числе трудами Галины Александровны Богатовой, вдовы академика О.Н.Трубачева, то теперь почему-то об этих методиках забыли. Мучаются и дети, и учителя. Но Наталья Сергеевна сумела заинтересовать и привить любовь к славянскому языку. «У нас самая мудрая азбука. Поэтому у нас самый великий народ», – говорит она.

А когда дети четко усвоили, осознали, что они не наземь, ветром носимая, а живое продолжение истории, Наталья Сергеевна придумала собрать и оформить в школьных классах и коридорах фотовыставку «Царская школа». Когда я приехала к ним на урок, то увидела, что вдоль стен по коридору висят портреты царских детей за учебой, фотографии разных школ дореволюционной России – девочки-гимназистки, мальчишки-кадеты, сельские, городские классы, степенные учителя, просто красивые люди. Наши деды и прадеды.

Дети на каждой перемене разглядывали эти снимки, через которые история стала им ближе, понятнее. Что-то обсуждали, фотографировались. Когда пришло время перевезти выставку в ближайший культурный центр (она стала интересна не только школьникам), дети возмутились. Пришли к Наталье Сергеевне в недоумении: «Куда делась царская школа? Верните нам царя!»

Два года назад в школе №3 в рамках проекта «Историко-этимологическая школа «Ростки» состоялись ежегодные Славянские Трубачевскиe чтения, посвященные памяти выдающегося русского слависта ХХ века академика Олега Николаевича Трубачева (1930-2002). И тему Наталья Сергеевна придумала любопытную: «С головы до пят» – история мужского и женского костюма в исторических образах и документах. На тематической выставке «Дедушкин сюртук, бабушкин сундук» были собраны изделия народных мастеров и мастериц прошлого и современности. А картины заслуженных художников России И.Г.Машкова, М.В.Фаюстова, В.Ю.Графова, С.В.Че­кунчикова, Д.А.Шма­­­рина наглядно дополнили рассказ о том, чем жили наши предки.

Так еще и сестры Бондасовы, мастерицы играть на гуслях звончатых, – детский ансамбль «Дарья и Марья» – явили, как чудо, звуковую среду, в которой испокон веков жил русский народ. И стало радостно нам и спокойно, потому что очень уж сжалось «до сгустка крови, до вспышки памяти», как сказал сербский классик, русское, славянское культурное, а значит, жизненное пространство. Очень уж неуютно нам в тисках английских названий, баннеров, реклам, вывесок. Слишком нарочито, нелепо, навязчиво, а потому тревожно звучит в метро объявление станций на английском.

Доктор филологических наук Светлана Григорьевна Тер-Минасова, президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова в своей статье «Великий и могучий или глобальный?» пишет: «…в английском языке единственное личное местоимение, которое пишется всегда в любом контексте с большой буквы, это I – «я», первое лицо, единственное число. В русском языке мы пишем с большой буквы только местоимение второго лица множественного числа – «Вы», когда оно обращено к одному человеку, чтобы подчеркнуть особое уважение. Это проявление разницы культур: индивидуалистской – англо-американской и коллективистской – русской. Если бы мы всегда писали «Я» с большой буквы, мы были бы другим народом».

Воспитывая детей, убеждаешься в том, что поняли мудрые люди давно: у этноса и нации может быть только своя национальная культура или никакой! И прививается эта культура в семье и в школе. Учитель, загнанный в тиски отчетов, сухих стандартов, вымотанный все новыми и новыми методиками, порой говорит детям: «Я мучаюсь вместе с вами». Побывав в школе имени летчика Н.Ф.Гастелло на открытых уроках Н.С.Корольчук, вы увидите, что сакральное единство учителя и ученика здесь еще живо.

Творческая работа даже одного учителя расходится, как правило, за пределы школы. Школа в евангельском смысле начинает нести свет миру.

Выступал на мероприятиях, проводимых школой (читайте – Натальей Сергеевной), и Илья Числов, ученый-славист, председатель Общества русско-сербской дружбы. Он находил общий язык и с коллегами историками, и с сербистами, и с простыми людьми, что приходят на мероприятия в библиотеку, и дети к нему тянулись. В один из своих приездов И.Числов в докладе «Царь-мученик и сербы» рассказывал: «На сербской славянской земле оскорбление личности Государя Императора явилось бы страшным преступлением. Попытки взорвать его памятник или сбить табличку с названием улицы в сербской столице (кстати, есть ли у нас в Москве улица Царя Николая II?) были бы расценены как вызов всему обществу».

А к 80‑летию со дня рождения скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова (1939-2006), основателя и первого президента Международного фонда славянской письменности и культуры, в школе прошло мероприятие «Бронзово-гранитное кружево России», где школьники узнали о целом сонме памятников выдающимся деятелям славянской и православной истории, созданных В.Клыковым по всей России и даже в Сербии.

Многое знают о славянской культуре дети школы №3 подмосковного города Долгопрудного. Им можно только позавидовать. Наталья Сергеевна находит способы рассказать ученикам об истории зарождения словарного дела в России и вкладе выдающихся ученых Российской императорской академии наук, отделения русского языка и словесности, Измаила Ивановича Срезневского (1812-1880) (дело которого было продолжено в ХХ веке академиком О.Н.Трубачевым) и Алексея Александровича Шахматова (1864-1920) в славянскую филологию, в создание концепции «Словаря русского языка» (первый том вышел в 1897 г.) и трудов по русскому языку, актуальных для современной русистики.

Ученики Натальи Корольчук участвуют в школьных мастер-классах «Путешествие в город словарей» (для учащихся 1-4‑х классов), «Ретропутешествие. От кнопки телефона до гусиного пера. Искусство каллиграфии» (для учащихся 5-6‑х классов), «Мир словарей» (для учащихся 10‑х классов).

Дети, вовлеченные в столь серьезные занятия, определенно защищены от многих пороков современного общества массовой культуры, оберегаемы от нравственной грязи. А эти дети завтра будут народом, как говорил Сергей Михалков.

Всей этой мозаики увлекательных занятий могло бы не быть у школьников в Долгопрудном. Существуют же тысячи других учебных заведений без знания истории словарей, без письма перьями и чернилами, без фотовыставок царской школы. Да только, увидев волшебное преобразование школьного мира, невольно присоединяешься к этому творчеству. А всего-то нужно делать чуть больше своих сил. И любить детей.

Ирина УШАКОВА, Долгопрудный, Московская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте