Лицей информационных технологий – школа №1533 «ЛИТ» – открылся в 1991 году на базе Учебно-производственного центра вычислительной техники. Здесь берегут традиции, учат не только школьным предметам, но и IT, экономике, медиа, дизайну… Среди лицеистов есть спортсмены, танцоры, поэты, музыканты и художники. Учителям ЛИТ важно, чтобы дети не только хорошо учились, но и были счастливы: получали и применяли новые знания, дружили, творили, мечтали…
Проектная деятельность ведется в ЛИТ уже более тридцати лет. Руководит этой работой Александр Владимирович Гиглавый, заместитель директора, один из создателей и первых преподавателей лицея. Несколько лет назад Александр Владимирович писал в «Учительской газете-Москва» о развитии в ЛИТ цифровой образовательной среды (№11 от 16 марта 2021 года). Каждый год лицеисты представляют свои проекты на различных конкурсах, побеждают, понимают, что хотят делать дальше.
Творческая работа над проектами помогает детям развиваться и определяться с интересами, взаимодействовать с педагогами и друг с другом, меняться самим и каждый день менять мир к лучшему. Как это происходит? Всегда с удовольствием расскажут лицеисты, выпускники, учителя.
– ЛИТ я окончил почти два года назад, – говорит Алекс Вуйович, выпускник ЛИТ, студент МФТИ. – Это действительно уникальное место. Я считаю, что мне очень повезло учиться именно здесь. Даже не учиться, а жить, потому что ЛИТ – это маленькая жизнь, прожив которую ты абсолютно готов к тому, что ждет тебя в будущем. А готов ты, потому что за время жизни в ЛИТ тебя окружали невероятные люди, которые стали настоящими друзьями и которые показали, с какими людьми ты хочешь иметь дело в будущем. Ты готов, потому что, если тебе интересны информационные технологии, в ЛИТ настолько разожгут твой интерес к ним, что ты захочешь заниматься ими всю жизнь и пытаться с помощью них менять мир в лучшую сторону. И наконец, ты готов, потому что ЛИТ – это про людей, любовь к жизни и про желание жить так, чтобы было что вспомнить. ЛИТ – это стиль жизни!
То, что сейчас стало повсеместным трендом, – проектная деятельность – в ЛИТ было с самого начала. Опыт накоплен колоссальный, особенность проектной работы в ЛИТ еще и в том, что ведут ее не только преподаватели, но и выпускники, нашедшие себя в разных сферах IT-индустрии.
– В ЛИТ я начала работать десять лет назад, – вспоминает Анна Олеговна Терехина, преподаватель программирования, кандидат технических наук. – Перешла сюда из вуза и была удивлена, что проектные работы старшеклассников сделаны на уровне хороших дипломов бакалавров. У нас даже случился казус: десятиклассникам, после того как они выложили свой проект на сервисе GitHub, предложили высокооплачиваемую работу в IT-компании, а когда они сказали, что еще учатся в школе, извинились и просили напомнить о себе курсе на третьем! Проекты защищаются в конце десятого класса, а в одиннадцатом ребята выступают со своими работами. Не было года, когда мы не могли бы похвастаться призерами и победителями на разных конференциях. Случается и такое, что по результатам работы выходят научные статьи.
Мы стараемся не терять из вида своих учеников, радуемся их успехам и достижениям. Выпускники разных лет часто приходят к нам на уроки и рассказывают о своей работе, компаниях, в которых трудятся, дают советы, рассказывают о своих лицейских и университетских временах. Так не прерывается связь поколений, что вселяет в нас уверенность в будущем. Умение и навыки проектной работы – полезный навык, который получает каждый выпускник ЛИТ.
– Главное, что дает нам ЛИТ, – знания и возможность быть собой, – считает Александр Левченков, ученик 11‑го класса. – Если тебе интересно, то с тобой интересно многим, ты всегда чувствуешь поддержку. Поскольку я не только программист, а еще и робототехник, я консультировался у учителя физики Олега Юрьевича Ицковича, решал с ним олимпиадные задачи. Также у него в кабинете есть мини-библиотека, книги из которой я периодически беру читать и решать задачи. Николай Константинович Завриев и Анна Олеговна Терехина консультировали меня с моим выпускным проектом. С этим проектом я победил на нескольких конкурсах – «Ученые будущего», «Юниор», «Большие вызовы», «Шаг в будущее» – и планирую побеждать дальше. Эти соревнования дали мне возможность поступать без экзаменов в МИФИ и МГТУ. Я планирую участвовать в заключительном этапе конкурсов «Большие вызовы» и «Старт в науку» от МФТИ и поступить в этот вуз. А после его окончания я хотел бы стать учителем робототехники в ЛИТ, чтобы открыть робототехническое направление в лицее и дать еще больше возможностей для выбора будущим лицеистам!
– Восьмой класс для ребят в ЛИТ – это как раз время первого важного выбора, – отмечает их классный руководитель Анна Александровна Сеньковская. – Ребята выбирают одно из направлений (программирование, экономика, компьютерная графика), по которому и будут прокладывать свой образовательный маршрут далее. С одной стороны, это выбор, который вряд ли можно назвать определяющим в жизни. Направление можно поменять при желании или же просто понять, что это не совсем твое, и дальше искать себя в чем-то другом. Но, с другой стороны, во взрослой жизни ребятам предстоит принимать решение и куда серьезнее, а выбор направления – это как важный переходный момент между решениями разных рангов. Это серьезнее, чем выбор гарнира на ужин, но еще не так ответственно, как выбор профессии или спутника жизни.
Лицеисты растут, учатся делать выбор, создают свои проекты, взрослеют. В лицее у них есть возможность проявить самостоятельность и при необходимости получить поддержку. Здесь умеют ценить активных и дают шанс робким, ценят уникальность и подчеркивают важность партнерства. То, что среди преподавателей лицея есть наши выпускники, доказывает, что лицейская атмосфера важна и для тех, кто здесь учится, и для тех, кто учит.
Елена ВЫШИНСКАЯ, специалист по медиакоммуникациям школы №1533 «ЛИТ»
Комментарии