«Наша служба и опасна, и трудна» – так бы я описала каждый свой день. Это не про работу, которая заканчивается в определенный час. Это про призвание и непрерывное движение. И есть ли в этих бесконечных сутках радость? Возможно ли отыскать среди тонны тетрадей счастье? Безусловно. Много-много!
На протяжении полугода я преподаю уроки русского языка и литературы. Помимо этого являюсь классным руководителем пятиклассников. Мне здорово повезло встретиться с ними в начале своего пути! Многие дети были не знакомы друг с другом, и волнения у них было столько же, сколько у меня. И это огромное счастье – видеть, как они сближаются, учатся работать вместе, помогать и дружить. Счастье, когда их родители пишут, что ребенок наконец раскрылся и с радостью бежит в школу. Ему комфортно, ему нравятся уроки и класс. Школьные годы самые запоминающиеся. И как все-таки важно, чтобы они запомнились счастливыми, не так ли?
Найти подход к каждому ученику сложно, как и заслужить доверие. И когда дети встречают меня с улыбкой, а на улице бегут навстречу, чтобы обнять, я всегда становлюсь частью этой неподдельной детской искренности. Когда они могут поделиться своими переживаниями или страхами, я внутри ликую! Значит, получилось создать для них комфортную атмосферу. Получилось заслужить их доверие. И это счастье.
Мы все чего-то боимся. Чуть-чуть или очень. Детям в этой позиции всегда тяжелее, они только учатся переступать через свои страхи, особенно если нужно показать себя перед всем классом, а иногда и школой! Я нередко встречала учеников, которым сложно раскрыться. Но я терпеливо жду и пытаюсь помочь, насколько это возможно. Не описать словами, как здорово, когда эти ребята вызываются выполнить творческое задание, высказывают свои идеи и предложения, перестают чувствовать себя лишними, а начинают быть неотъемлемой частью коллектива. Процесс обучения идет приятнее и легче. И это счастье.
Об интересах не спорят, но каждому учителю хоть раз бывало грустно, когда не удавалось прочитать заинтересованность в глазах. А ведь это самое дорогое, что можно получить от ребенка. Бывали случаи, когда я слышала: «Литература – такой скучный предмет!» Очень ценю детей за честность и смелость высказать свое мнение. И всегда принимаю их позицию, не пытаясь переубедить здесь и сейчас. И когда по истечении определенного времени я наконец вижу горящие глаза на своих уроках, высоко поднятые руки, желание научиться и разобраться, я мысленно шепчу себе: «Получилось». И это счастье.
Мне до бесконечности радостно, что выпала возможность попытаться повлиять на чьи-то становление и воспитание, стать в чем-то примером, другом, любимым учителем. И я говорю с ними такими же словами, которые доступны любому из нас. Прислушиваюсь к каждому из них, даже когда они молчат. И когда мы друг друга слышим, порой не произнося ни звука, – это счастье. Счастье – когда тебя слышат.
Мария Мануйлова, учитель русского языка и литературы школы №1280
Комментарии