search
main
0

Когда слова оживают

Как приобщить дошкольника к художественной литературе

Воспитание вдумчивого и чуткого читателя – процесс длительный и сложный. Исключить из него период дошкольного детства невозможно. Именно он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Идея создания пособия в помощь взрослым по приобщению дошкольников к художественной литературе возникла в 2018 году. «Набор юного читателя» создан мной вместе с Евгенией Андреевной Зюзиной, учителем-логопедом Гимназии имени Подольских курсантов.

 

Содержание набора представлено в виде блоков в соответствии с основными этапами знакомства с новой информацией, определенными Львом Семеновичем Выготским (он писал об этом в книге «Мышление и речь»): восприятие, интерпретация, коммуникация, трансляция. В каждом блоке есть элементы-помощники, которые несут определенную образовательную функцию.

В 2021 году мы представили «Набор юного читателя» на Всероссийский конкурс дидактических пособий и развивающих игр для дошкольников «Играй – выигрывай!», который проводится в рамках Всероссийского конкурса «Воспитатель года России». По результатам мы были признаны абсолютными победителями. Участие в этом конкурсе считаем первой очень серьезной профессиональной экспертизой нашей авторской разработки.

Прежде чем использовать пособие в массовой практике, его нужно апробировать. Поэтому через социальную сеть мы собрали группу единомышленников. К нам присоединились более 30 педагогов из Москвы, Московской и Рязанской областей, республик Карелия и Калмыкия. Мы последовательно знакомили педагогов с элементами набора посредством вебинаров раз в месяц. Затем педагоги внедряли определенный элемент набора в практику, и на следующем вебинаре мы обсуждали результаты. При этом они заполняли бланк обратной связи, который позволял нам провести более глубокий методический анализ результатов проделанной работы. В целом апробация (которая длится уже более 1,5 года) показывает высокую степень результативност «Набора юного читателя» и как инструмента для организации педагогического процесса с детьми дошкольного возраста, и как одного из средств повышения профессионального педагогического мастерства педагогов.

Набор рассчитан на работу с детьми от 5 лет, то есть для старшего дошкольного возраста. Но, как показала апробация пособия, педагоги, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, проявили желание сотрудничать и успешно применяли некоторые элементы набора с детьми от 3 лет.

Для ребят мы специально придумали персонаж – девочку по имени Буковка. Появление персонажа в группе или на занятии мотивирует детей к диалогу, поиску и объяснению незнакомых слов, обмену впечатлениями, творчеству. А родителям хочу пожелать:

Читайте детям книги!
Беседуйте с детьми.
Каким героя видит?
О чем с ним говорит?

Закрыв глаза, представьте
Ожившие слова,
Шум улиц, запах яблок
Природы голоса.

А может, это сказка?
Вот богатырь идет.
Вот тихо завершает
Жар-птица свой полет.

А там живая шляпа
Покоя не дает.
Ребята испугались,
А это просто кот!

Страница за страницей,
Закончился рассказ.
Беседуйте о книге!
Вернитесь к ней не раз!

 

Наталия ЖИТНЯКОВА, методист школы №875, кандидат педагогических наук, автор дидактического пособия «Набор юного читателя»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте