search
main
0

Когда школьный мир перекошен. Без мужчин-педагогов нельзя строить гармоничную систему образования

Ново-девяткинская школа №1 на фоне типовых жилых многоэтажек района выглядит буднично и незатейливо. Здание середины 1980-х годов – без претензий и изысков. Но при всей внешней непритязательности есть в этой школе особая индивидуальность, которая должна присутствовать в каждом образовательном учреждении. Ее здесь чувствуешь сразу. И дело даже не в материальных атрибутах, подчеркивающих самодостаточность школы, а в духе, атмосфере единства, которая наполняет все ее пространство.

– В этом и была главная задача, когда 25 лет назад открывалась школа, – создать настроение, которое сопровождало бы любое наше действие, – говорит директор школы №1, заслуженный учитель РФ Галина Мартыновская. – У каждого руководителя образовательного учреждения главная задача своя, и мне хотелось, чтобы в школе жило состояние единодушия. Чтобы любое решение было поддержано, нашло отклик и было дополнено творческой мыслью того или иного участника образовательного процесса.- Есть ли у вашего педагогического коллектива еще какая-то отличительная черта?- Да, и надо отметить, очень приятная: четверть коллектива у нас составляют мужчины. Всего их в школе 19 человек. По сегодняшним меркам это рекордное количество, особенно для поселковой школы. А вообще, по моему мнению, в идеале в каждой школе мужчин-учителей должно быть не менее половины коллектива. Но добиться этого крайне сложно, ведь любящих детей и самодостаточных в этой профессии мужчин не так много. К ребятам должен прийти тот, кому можно и нужно подражать. Мужчина в школе – особая тема. Не могу сказать, что мы специально стремились к такому соотношению в коллективе, но мы рады, что так получилось. Если у ребенка нет папы, да и в школе одни женщины, как же он будет расти мужчиной, на кого ему смотреть, с кого брать пример?У нас работают 12 мужчин-педагогов. Это учителя русского языка и литературы, истории, географии, информатики, физической культуры, технологии, основ безопасности жизнедеятельности. Более десяти лет мы работаем вместе и гордимся тем, что наши учителя-мужчины – высококвалифицированные специалисты, любящие свою работу. Среди них и кандидаты наук, и мастера спорта, и почетные работники образования, и победители приоритетного национального проекта «Образование». Кроме того, наши мужчины очень интересные люди. Например, учитель ОБЖ – бывший летчик. Учитель истории рисует, пишет стихи и сценарии, учитель географии – лучший в районе топограф и т. д.- Но согласитесь, не в каждой школе мужчины задерживаются…- Да, но при этом не всегда причиной тому низкая зарплата. У мужчин есть черты, которые не всегда принимаются некоторыми администраторами. Например, мужчины по большей части не любят оформлять бумаги, писать отчеты, проводить мониторинги. Но в работе с современной техникой им нет равных. Они прекрасно разбираются в ней, могут починить, расскажут о новинках. В нашей школе и компьютеры, и проекторы, и другая оргтехника держится на них. Еще мы очень любим ходить в походы, и там наши мужчины просто незаменимы. Они могут все: от постановки школьных спектаклей, организации туристических походов до серьезного строительства. Именно так они когда-то и зарабатывали на жизнь. Летом во время отпуска строили дома и дачи, выступая в качестве строительной бригады, и этих денег хватало на весь год, а возвращаясь из отпуска в школу, говорили: «Здесь работаем для души, а не за деньги». А с бумагами мы им с удовольствием помогаем.- Чем именно привлекла школа №1 мужчин-педагогов?- Когда мы открывали школу, на учительские должности сразу пришли несколько мужчин. Они позже признались, что им вдруг показалось, что школа может быть иной, интересной, необычной. Мы, к примеру, сразу пошли в поход, потом поехали на турслет, ставили один спектакль за другим, приглашали выдающихся людей. Скажем, последний концерт Бориса Штоколова состоялся именно на сцене нашей школы. У нас в гостях были Станислав Горковенко, Игорь Горбачев и др. Кроме того, сразу стало понятно, что нашим мужчинам-учителям нравится не только давать знания, но и демонстрировать свои таланты, делиться своими увлечениями.- А какие их качества вам как руководителю были важны при приеме на работу?- При личной встрече с новым педагогом я всегда спрашиваю, какое занятие у него любимое, как он проводит свободное время. Ведь детям мало того, что учитель прекрасно знает историю или литературу, им важно, чтобы с человеком было интересно. Скучный, бесцветный человек не выживет в школе, особенно мужчина. У нас все мужчины-учителя талантливы: поют, танцуют, пишут сценарии, играют в театре.- Что самое главное, на ваш взгляд, может дать ученикам мужчина-педагог?- Мужское воспитание. Мужчина менее эмоционален в разговоре, сдержан. Мальчикам это на пользу. Они выходят во взрослую жизнь и должны уметь разговаривать по-мужски. Мир не должен быть перекошенным. А школа – это микромир, и в нем также не должно быть несоответствий. Во всем должна быть гармония. Во взрослом мире есть мужчины и женщины, и в школе должно быть так же. Иногда мальчику важнее получить одно суровое замечание от мужчины, чем тридцать нотаций от женщины. Важно своими глазами увидеть, как поступает мужчина. У нас мужчины-учителя всегда пропустят девушку в дверях, мальчики это видят и начинают подражать.- А если вернуться к вопросу зарплаты? Неужели среди мужчин-учителей вообще не заходит разговор о деньгах?- Понятно, что прежде заработная плата учителя не позволяла отцам семейства достойно содержать семью, и поэтому только единицы, даже искренне любящие эту профессию, шли работать в школу. Но сегодня работать в школе можно. Средняя заработная плата в нашем образовательном учреждении 39 тысяч рублей. Она равна средней зарплате по промышленности. И никто не отнимает у мужчины-учителя его отпуск, можно летом подрабатывать. Сегодня заработная плата дифференцированная. Если педагог заинтересован в качественной работе и соответственно будет так работать, то его зарплата будет высокой. На самом деле очень хочется призвать мужчин не бояться идти в школу. Сегодня она стала другой – современной, интересной. И сегодняшние дети тоже очень интересные. Когда в школе работают мужчины-учителя, она сильно меняется и работается в ней легко и радостно. Мы разные, но когда мы вместе, мы становимся друг другу еще интереснее.ЦифраПочти полторы тысячи педагогических работников сегодня преподают в 28 образовательных учреждениях Всеволожского района. 177 человек – представители сильного пола. Из них 105 учителей, 30 заместителей директора и четыре директора школ и т. д.КомментарийСветлана РАЗНОСЧИКОВА, директор Ропшинской школы Ломоносовского района:- Мы часто говорим о мотивации к обучению у детей, и когда приводим им абстрактные примеры, вроде «нужно учиться для того-то и для того-то», «такие-то профессии востребованы», «знание языков приветствуется» и т. д., они это воспринимают как абстрактную речь женщины. Если бы все то же самое ребята слышали из уст мужчины-учителя, который блестяще знает свой предмет и хорошо взаимодействует с детьми, эффект был бы иным. Особенно для мальчиков. У нас ведь в основном хорошо учатся девочки, потому что вся система преподавания нацелена на женский склад ума, на женское восприятие, на умение подчиняться, а эвристический мужской ум в этой системе очень страдает. Почему мужчины не идут в школу? Конечно, немаловажно, что зарплата здесь не такая большая, как им хотелось бы. Но, на мой взгляд, есть еще одна серьезная причина: с детьми трудно работать. Мужчинам не хватает железного терпения женщины, которой в жизни приходится больше подстраиваться, привыкать. Мужчины более взрывные по характеру, бескомпромиссные. Если кто и приходит, то быстро находит себе другое применение. В идеале мужчин-учителей и женщин-учителей должно быть поровну.Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте