Как освободить учителя из бумажного плена? Ответ на этот вопрос искали участники круглого стола, прошедшего 4 октября в стенах Северо-Кавказского федерального университета. К серьезному разговору о том, как устранить избыточную отчетность в школах, коллег пригласила Ставропольская краевая организация Профсоюза образования. Судя по отзывам учителей, работа предстоит большая.
Не забывать о принципе «разумной достаточности» – вот главный призыв профсоюза, обращенный к властям и всем, кто занимается административной работой в сфере образования. Председатель краевой организации Лора Манаева начала свое выступление на круглом столе с этого пожелания не случайно. Российские школы «задыхаются» от многочисленных отчетов. «Отечественная система образования – самая забюрократизированная в мире. К такому выводу пришли авторы международного исследования систем преподавания и обучения TALIS. Они выяснили, что в среднем учитель в России трудится свыше 46 часов в неделю. При этом 15 часов у него уходит на заполнение планов и отчетов, часто излишних. Такая дополнительная нагрузка на учителей из года в год растет. У педагогов остается все меньше и меньше времени на свою непосредственную деятельность: подготовку к урокам, общение с учениками. Конечно, нас, как профсоюз, эта ситуация очень волнует. Сегодня мы собрались с одной целью – выработать конкретные рекомендации по снижению избыточной отчетности в школах нашего региона», – пояснила Лора Николаевна.В дискуссии участвовали представители всех муниципалитетов Ставропольского края: руководители и специалисты районных и городских органов управления образованием, методических служб, профсоюзные активисты, директора школ и учителя. Свою позицию озвучили работники из краевого Минобра и Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподаватели Северо-Кавказского федерального университета.Выступающие отмечали: некоторые позитивные сдвиги связаны с реализацией Рекомендаций по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей, составленных в мае 2016 года Министерством образования и науки РФ и Общероссийским Профсоюзом образования. В то же время, как показала практика, многие проблемы остаются нерешенными, и причины здесь разные. Так, часто трудности у педагогов возникают из-за незнания норм законодательства, отсутствия понятийного аппарата. «Возьмем трудовой договор и должностные инструкции, регламентирующие работу российского учителя. Многие до сих пор неправильно оформляют эти важные документы. В должностных инструкциях должно быть перечислено все, что входит в обязанности конкретного учителя. Дополнительные обязанности, например классное руководство, указываются в трудовом договоре, причем там же прописывается размер оплаты за их выполнение», – поясняет главный правовой инспектор труда Ставропольской краевой организации профсоюза Ирина Шевченко. – Если учителя внимательно перечитают эти документы, им сразу станет понятно, обязаны ли они составлять какие-то отчеты, разрабатывать и актуализировать документы по требованию руководства школы или же это входит в круг обязанностей администрации».Участники круглого стола констатировали, что, к сожалению, некоторые директора школ до сих пор принуждают педагогов брать на себя бумажную работу, забывая, что делать это можно только с письменного согласия работника и за дополнительную оплату. Правда, часто это в какой-то степени вынужденная мера. «Мониторинг в Туркменском муниципальном районе показывает: нагрузка на школы по сбору различной информации растет. Администрация часто просто не успевает отвечать на все запросы, поэтому приходится привлекать к этой работе учителей. К тому же не везде в штате есть, например, социальный педагог или психолог, а отчетность требуют», – отмечает учитель английского языка школы №16 с. Летняя Ставка Ирина Новикова.Как показал круглый стол, у педагогического сообщества Ставропольского края много вопросов к чиновникам разного уровня. Запросы от различных ведомств и инстанций растут как снежный ком, причем часто они дублируют друг друга, носят неофициальный характер. Возникает ощущение, что все эта отчетность нужна ради самой отчетности. В связи с этим участники круглого стола выступили с предложением к Министерству образования и молодежной политики Ставропольского края разработать и утвердить Типовой перечень информации и отчетов, к исполнению которых привлекаются учителя. Тогда педагогические работники смогут смело отказываться от сбора данных, не связанных с их образовательной или воспитательной деятельностью. Еще одно важное пожелание в адрес министерства – упорядочить межведомственное взаимодействие с органами власти различного уровня по обмену информацией о деятельности школ и учащихся. Что касается районных и городских органов управления образованием, в их адрес прозвучала просьба не запрашивать информацию, которая есть в открытом доступе на сайтах школ. Речь идет о нормативных актах, отчетах о школьных мероприятиях, приуроченных к памятным датам, и других сведениях. Как показывает практика, подобная информация запрашивается сплошь и рядом.Ряд проблем есть и внутри самих образовательных учреждений. В ходе мониторинга, проведенного краевой организацией профсоюза, выявлено избыточное количество документов, которые разрабатывает и принимает сама школа. Участники круглого стола рекомендовали пересмотреть локальные акты школ, регламентирующие порядок ведения документооборота, внести регистрационный учет входящих и исходящих бумаг и принимать к исполнению только официальные запросы.На что еще стоит обратить внимание? В некоторых школах до сих пор применяются нерациональные и (или) морально устаревшие формы документоооборота. Широко распространена на Ставрополье практика ведения параллельно бумажных и электронных журналов и дневников. Так, в Лермонтове только одна из 4 школ полностью перешла на их электронные версии, отметила начальник отдела образования администрации города Елена Кобзева.Причины здесь разные. Далеко не во всех ставропольских школах у всех педагогов есть свободный доступ к компьютерам и бесперебойный Интернет. В таких случаях приходится заполнять электронные формы дома. К тому же не все учителя в районах владеют современными информационными технологиями.Большое внимание участники круглого стола уделили состоянию официальных сайтов школ. Отмечалось, что часто там размещена устаревшая, неактуальная информация, поэтому проверяющим органам приходится делать запросы. Исправить эту ситуацию можно было бы, организовав систематическое обучение лиц, ответственных за работу с сайтами, информацией и документами. Эту миссию, надеются педагоги, возьмет на себя Минобр края.Среди позитивных перемен в борьбе с избыточной отчетностью – ставропольские школы закрепили локальными актами новые требования к рабочим программам. Число обязательных разделов снижено с восьми до трех. Хотя и здесь не все так гладко. Обязанности по разработке учебных программ и планов, как правило, распределяются между несколькими учителями. Зато практически повсеместно меньше бумажной работы стало у классных руководителей, минимизировано составление отчетности молодыми педагогами.Заметное облегчение почувствовали и те, кто собирает документы на прохождение аттестации. «Теперь ставропольским учителям доступна электронная форма подачи заявки через портал госуслуг. Она рассматривается в течение трех дней. Если приходит положительный ответ, можно опять же в электронной форме через свой личный кабинет на портале, представить аттестационной комиссии документы, не выходя из дома. Это особенно удобно и актуально для учителей, живущих в отдаленных районах Ставрополья. Раньше бывало, что им приходилось по несколько раз мотаться в краевой центр, чтобы довезти недостающие документы, – рассказывает ректор Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования Елена Евмененко. – На бумажных носителях теперь можно подать документы через многопрофильный центр».Сегодня профсоюз добивается того, чтобы еще больше облегчить для учителей процедуру аттестации, сделать ее менее бюрократичной. Краевая организация профсоюза считает, что эксперты сами должны искать необходимую информацию на официальных сайтах школ. К этому мнению уже прислушиваются те, кто причастен к этой процедуре. Это факт.Общий вывод, к которому пришли участники круглого стола, – на Ставрополье еще предстоит большая работа по ликвидации избыточной отчетности учителей. Краевая организация профсоюза продолжит мониторить этот процесс и вести активную разъяснительную работу с управленцами, директорским корпусом, профлидерами. На сайте краевой организации появится специальная рубрика с полезной информацией по этому вопросу. Только освободив учителей от бумажного плена, можно дать им возможность для собственного развития и непосредственной работы с учениками. Качество образования от этого только повысится.Завершился круглый стол на позитивной ноте. В преддверии профессионального праздника собравшиеся возложили цветы у памятника Первой учительнице, а подарком для них стала увлекательная экскурсия по новому уникальному мультимедийному историческому парку «Россия – моя история».Ставропольский край
Комментарии