Сцена перекрыта супер-занавесом. Звучит мелодия “Гимн великому городу” Рейнгольда Глиэра. Супер поднимается и открывает на заднике сцены силуэт памятника “Медный всадник” в ультрафиолете. С окончанием музыкального фрагмента – на сцене общий свет. К микрофону выходят ведущие, по очереди они произносят текст.
1-й ведущий: Рассматриваешь карту средневековой Европы: Париж, Рим, Варшава, Берлин, Стокгольм, Венеция, Киев, Москва, Ярославль, Казань, а где же Санкт-Петербург? Так его же нет еще. Еще не родился. Как же мы без него жили, как обходились? Как его не хватает на карте! Вот именно здесь, на Балтике, на Неве, у границ государства Российского.
2-й ведущий: Так не только нам кажется, так казалось и нашим древним предкам, которые издревле жили на этих землях, принадлежавших Великому Новгороду. Здесь проходил торговый путь “из варяг в греки”. Новгородцы строили свои деревни вдоль Невы вплоть до Финского залива. Была тут и русская крепость с веселым названием Орешек.
1-й ведущий: Соседние шведы постоянно зуб точили на эту крепость, не одно столетие шли у нас со шведами войны за владение этими землями. В 1616 году шведы взяли верх, и русский Орешек переименовали в Нотебург. Невские земли стали шведскими, но по-прежнему тут жили русские крестьяне.
2-й ведущий: Еще Иван Грозный мечтал вернуть перешеек и построить порт, закрепиться на Балтике. Но удалось это только Петру.
30 апреля 1703 года русский флот во главе с Петром Алексеевичем, а звание его было скромное – капитан-бомбардир, открыл пальбу из всех орудий – 19 мортир и 48 пушек. И шведский гарнизон капитулировал. “Зело жесток сей орех был, однако же слава богу разгрызен” – так будто бы сказал наш государь.
1-й ведущий: А уже 16 мая в этом месте заложили новую крепость и нарекли ее Санкт-Петербург. Происходило это торжественно. По прибытии на остров Заячий, освящении воды и по прочтении молитвы Петр взял лопату и первый начал копать ров. В ров поставили небольшой ящик, а в нем мощи Андрея Первозванного – русского святого героя, покрыли ящик каменной крышкой с гравировкой: “1703 года 16 мая основан царствующий город Санкт-Петербург великим государем, царем и Великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем Всероссийским”.
2-й ведущий: С того дня идет счет истории Санкт-Петербурга. А если вы были внимательны и включили свое воображение, то, может быть, вы смогли представить, как родился наш великий город, будто перенеслись на 300 лет назад, а точнее на 299 лет без месяца.
1-й ведущий: Петр Первый был человек горячий, увлекающийся, он загорелся построить лучший город нашего Отечества и не жалел на это ни казны, ни себя, ни людей.
Дорого Петербург дался нашему народу. Не пересчитать, сколько человеческих жизней было положено на его возведение. Так иногда говорят: этот город стоит на костях.
Уже в 1712 году Санкт-Петербург стал столицей, гордостью россиян.
Девочка читает вступление к поэме А.С.Пушкина “Медный всадник”
2-й ведущий: Вступление к поэме Александра Сергеевича Пушкина “Медный всадник” читала ученица 4-й гимназии Лида Слепуха. Лида заняла первое место в кидовском конкурсе декламаторов стихотворений о Санкт-Петербурге. Этот город вдохновляет всех, кто побывал в нем, поэтов, писателей и просто любителей на возвышенные строки.
К нашему конкурсу ребята подготовили стихи почти сорока российских поэтов, начиная от Ломоносова и Тредиаковского. Некрасов, Ершов, Блок, Ахматова, Гумилев, Анненский, Маршак… – очень длинный список.
Несколько стихотворений вы услышите на нашем сборе.
1-й ведущий: Стихи Пушкина звучали на музыкальном фоне. Это замечательная музыка. Ее автор великий наш композитор, петербуржец Рейнгольд Морицевич Глиэр.
В современном переложении звучит фрагмент из балета Глиэра “Медный всадник”. Этот фрагмент имеет название “Гимн великому городу”. Его мы взяли для обозначения всей кидовской программы, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга, и нашего сегодняшнего сбора – “Гимн великому городу”.
2-й ведущий: Как он стал великим – долгая и трудная история.
Петр Первый приглашал строить северную столицу только лучших, прославленных архитекторов Европы: Трезини, Росси, Растрелли, – а они, лучшие, считали за честь участвовать в строительстве Санкт-Петербурга.
Он никому не подражал, не старался быть модным, новомодным, поэтому, взрослея, он не стареет, он хранит свое неповторимое архитектурное лицо, которому подражать тоже невозможно – так своеобразен.
Музыка. Луч на задник сцены.
Открывается символ эпизода “Архитектура”
1-й ведущий: Чудесная петербургская архитектура. В этом феврале – и уже не в первый раз – КИД проводил конкурс “История, запечатленная в камне”. В конкурсе участвовали наши семиклассники, а восьмиклассники и десятиклассники тоже причастились к этой теме. Так что в зале есть уже знатоки, и немало.
2-й ведущий: Поэтому рассказывать об архитектуре Петербурга грамотеям как бы уже и не с руки. Они и сами могут поговорить. И мы решили в этом месте нашего сбора немного поиграть, закрепить знания. Это обычное у нас дело – конкурс-блиц. “Отвечаю головой”. Необычный только арбитр. Это человек, который имеет отношение к Санкт-Петербургу и его архитектуре самое непосредственное. Потому что этот человек – нам хорошо знакомый Феофилакт Мильтиадович Коимшиди, он, во-первых, архитектор, а во-вторых, или как раз во-первых – выпускник Ленинградской (Санкт-Петербургской) академии художеств. Встречайте!
Эпизод “Архитектура”
Коимшиди: Архитектура Санкт-Петербурга – это мое любимое. И о ней я могу говорить часами. Потому я написал очень краткие рассказы-загадки. Такие, как я наблюдал у вас в КИДе.
Рассказ первый (слайд первый)
Казанский собор из всех петербургских памятников архитектуры мне кажется самым русским. Это творение русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина. Над его созданием трудились русские скульпторы. Строили наши мастера и даже строительные материалы были свои.
Казанский собор посвящается победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Здесь хранятся трофеи русской армии, знамена, штандарты, 93 ключа от городов и крепостей, через которые победоносно прошла наша армия. Тут же покоится и прах фельдмаршала Кутузова.
Казанский собор был заказан Воронихину Павлом I; император хотел, чтобы он был похож на собор святого Петра. Архитектор не мог противиться царю, но сумел построить очень своеобразное здание, легкое и крылатое.
Свет в зале.
1-й ведущий (объясняет правила игры-блиц с названием “Отвечаю головой”): Команды школьных КИДов при регистрации в вестибюле получили набор из трех карточек с цифрами 1,2,3 и карту с номером школы. Правила игры такие: после чтения вопроса-загадки команда совещается и выбирает номер ответа (ответов может быть и два, и три, а может и ни одного – карточки не поднимаются). Во время конкурса в зале работают ассистенты, они фиксируют ответы команд. По окончании конкурса результаты, отмеченные ассистентами, сводятся и объявляется общий результат.
Теперь вопрос: У Казанского собора голова (купол): золотого цвета; серебряного; зеленого цвета. (Ответ: купол зеленого цвета).
Рассказ второй (слайд 2)
Санкт-Петербург называют Северной Венецией. Только в Венеции еще столько воды, а мостов еще и побольше, чем в Санкт-Петербурге.
Сначала петербургские мосты были деревянные, потом каменные, потом металлические-чугунные.
Есть мосты проезжие, есть пешеходные. Одни – на плашкоутах (баржах), поставленные на якоря, есть висячие, цепные, есть арочные. Самый длинный мост – Александра Невского – 628 м.
Казанский мост через канал Грибоедова у Казанского собора имеет – смешной – ширину 90 м, а длину – 17м.
А какое чудо – разводные мосты!
Свет в зале. Идет игра-блиц.
Сколько мостов в Санкт-Петербурге: больше 100; больше 200; больше 300. (Ответ: Мостов в Санкт-Петербурге более 200).
Рассказ третий (слайд 3)
Для постройки памятника Петру I Екатерина II пригласила француза Фальконе и обещала озолотить. Он с жаром взялся за работу, изваял фигуру, но за голову Петра побоялся взяться. Вызвал из Парижа свою ученицу Анну-Марию Колло. По посмертной маске Петра она вылепила скульптурный портрет. Екатерина II к этому времени охладела к своей идее, Фальконе тоже уехал домой, так никогда и не повидав “Медного всадника” в его готовом виде.
Очень трудным было изготовление постамента. Он из цельной глыбы, добытой в Карелии. Этот камешек доставляли в Санкт-Петербург целых 2 года. Открытие памятника было торжественным, все, кто трудился над ним, получили памятные медали.
Свет в зале. Идет игра-блиц.
Как называется площадь, на которой стоит “Медный всадник”? Сенатская, Декабристов, Профсоюзов. (Ответ: это Сенатская площадь).
Рассказ четвертый (слайд 4)
Перед нами Адмиралтейство. В Англии этим словом называют министерство военно-морского флота. Это территория порта, где расположены верфи, склады, мастерские для постройки и ремонта судов. Первое деревянное Петровское адмиралтейство было сооружено и возведено по замыслу и чертежам самого Петра. Уже через год после закладки, а потом много лет расширялось, украшалось.
Автор Адмиралтейства – архитектор Захаров, а также русский зодчий Коробов.
Над главными воротами башня украшена плоскими колоннами. Сооружение имеет очень много деталей: 60 скульптур и скульптурных групп, барельефы, горельефы, часы… Венчает башню золотой кораблик-флюгер – символ Санкт-Петербурга.
Свет в зале. Идет игра-блиц.
При Екатерине II в 1777 году в Адмиралтействе была учреждена сигнальная пушка, на башне били в колокол, вывешивали белые и красные флаги.
Эти вещи использовались в такой ситуации: война, пожар, прибытие в гости иностранных кораблей. (Ответ: при подъеме воды в наводнение)
Рассказ пятый (слайд 5)
На этом слайде Русский музей, самая большая коллекция русского изобразительного искусства после Третьяковской галереи.
Но кое-кто считает, что Русский музей богаче. Это здание скромное на вид, но очень богатое внутри. Архитектор Карл Ив Росси лично разрабатывал отделку залов, комнат, лестниц и даже рисунки мебели.
С 1975 года в Русский музей приглашает Пушкин.
Когда я работал над памятником чекистам, мне полагалось разработать общий вид – я же архитектор.
Но я выполнил модель и фигуры чекиста. А фигуру чекиста заказали ленинградцам, трем студентам моей Академии художеств. Я посмотрел их модель: мой чекист лучше. Заказчик тоже признал, что мой лучше.
По моей модели изготовили фигуру чекиста для памятника чекистам в Волгограде.
Свет в зале. Идет игра-блиц.
Слушайте вопрос. Один из моих знакомых студентов, который трудился над памятником чекистам, стал очень знаменитым советским скульптором. Именно он создал памятник Пушкину у Русского музея. Его фамилия: Аникушин, Опекушин, Рябушин. (Ответ: Аникушин)
Рассказ шестой (слайд 6)
Когда построили Адмиралтейство, на расстоянии 150 сажен от крепости вдоль берега начали возводить жилые дома приближенных Петра I. Причем участки под застройку давали только служащим во флоте. Петр I как раз и служил во флоте, был мастером Адмиралтейства и получил участок на общем основании.
И в 1711 году заказал себе построить Зимний дом, по типовому, можно сказать, проекту. Двухэтажный, каменный, крытый черепицей с высоким крыльцом. Окна состояли из мелких глазков.
Рядом с Петром I построились корабельные мастера.
Этот Зимний сгорел. Второй был почти такой же, тоже двухэтажный. Крыша у него была высокая, с двумя скатами.
В этом доме Петр I и умер. Этот дом тоже сгорел. Третий был побогаче и больше похож на царскую резиденцию. Анна Иоанновна еще раз перестроила Зимний, он стал пышнее и наряднее.
У Елизаветы Петровны аппетит был еще больше, и при ней Зимний занимал уже почти всю площадь, что и теперь.
И сегодняшний Зимний дворец (или Эрмитаж) – это постройка 1839 года. Над его оборудованием, благоустройством работают и до сих пор. Если хочешь осмотреть все шедевры Эрмитажа, тебе придется пройти 24 км. Это самое большое музейное собрание в мире.
Свет в зале. Идет игра-блиц.
Кто из выдающихся архитекторов Петербурга трудился над созданием Эрмитажа: Трезини, Монферран, Растрелли. (Ответ: над созданием Эрмитажа трудились все три архитектора).
Коимшиди: Спасибо вам, ребята, за внимание.
2-й ведущий: Спасибо Вам, Феофилакт Мильтиадович, за ваш рассказ.
“Гимн великому городу” у нас в КИДе – это большая программа, которая продолжается уже несколько месяцев. Она включает интеллектуальные конкурсы: “История в камне”, “Знай наших”, “Невская мозаика”, “Панорама”.
А еще у нас был конкурс декламации и конкурс рисунков. Сегодня мы вручаем дипломы победителям и активным участникам.
Идет награждение.
Ольга БЕЗБОРОДОВА
Волгоград
Комментарии